фото: РИА Новости Конечно, малый бизнес со временем приспособится к очередной “выходке” властей, однако игра пойдет по старым, уже подзабытым правилам: “серые” зарплаты, двойная бухгалтерия, игра в кошки-мышки с налоговиками. С 1 января 2011 года повышается ставка страховых взносов для предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный налог (ЕНВД). Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для них увеличится с 14% до 34%, то есть в 2,43 раза. Для компаний, которые сегодня работают по общему режиму налогообложения (в основном это крупные предприятия), повышение налоговой нагрузки будет не столь серьезным — всего в 1,3 раза. “Из личных бесед и обращений предпринимателей все как один говорят: будем оптимизировать издержки. Под оптимизацией понимается сокращение персонала и зарплаты в “конвертах”. При этом предприниматели будут вынуждены увеличивать наценку на товары”, — говорит начальник отдела правовой экспертизы “Опора России” Андрей Шубин. “Под каток” попадут малые предприятия с высокой долей расходов на оплату труда. Про модернизацию производства они могут забыть. “В итоге можно ожидать двух вариантов развития — либо массовые банкротства в сфере малого и среднего бизнеса, либо уход бизнеса в тень. При любом из этих вариантов увеличение налоговых поступлений в бюджет вряд ли будет значительным. Налоговые льготы сегодня получает в основном крупный бизнес, который является ключевым и для экономики страны. Зато малый и средний бизнес лишат и тех льгот, которые были до налоговой реформы”, — рассуждает гендиректор консалтинговой компанииl Тамара Касьянова. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, повышение страховых взносов на фонд оплаты труда поможет сократить огромный дефицит Пенсионного фонда. Аргументы главного финансиста страны можно понять, но кто же тогда будет поддерживать модный инновационный курс правительства? “В интеллектуальных малых бизнесах расходы на зарплату составляют от 50 до 70% всех затрат. Для них повышение ЕСН под видом страховых взносов — мера чрезвычайно неприятная и препятствующая развитию. В этих условиях интеллектуальный бизнес должен или уйти в “серо-черные” схемы, или существенно затормозить свое развитие”, — прогнозирует гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Крупные сырьевые гиганты изменений почти не заметят. В нефтегазовых и металлургических компаниях затраты на рабочую силу не превышают 10%. “В очередной раз власть продемонстрировала свое неуемное желание решать все финансовые проблемы “доением” бизнеса. Между тем те же самые средства можно было бы найти, если сократить количество чиновников на 20%, установить мораторий на повышение их зарплат. Но этого сделано не было, “кошельком” для власти остается бизнес”, — объясняет Пятенко. Интересно, что многие предприниматели не собираются сидеть сложа руки и заявляют о том, что будут добиваться от правительства отмены решения по повышению налоговой нагрузки. Некоторые предлагают отсрочить нововведения на несколько лет, чтобы малый бизнес успел перестроиться. “Предстоящая реформа приведет к снижению уровня заработной платы, а самое неприятное — к массовым увольнениям, что в условиях сегодняшней экономической ситуации просто недопустимо. Особенно остро эти проблемы будут стоять в сфере негосударственной медицины”, — говорит руководитель Некоммерческого партнерства частных клиник Александр Грот. По его словам, экономические последствия решения властей только вызовут рост социальной напряженности среди населения. Изменения законодательства приведут к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг и, как следствие, к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета. “Выросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой рост стоимости потребительской корзины и, соответственно, увеличение инфляции”, — говорит Шубин. Пока что доля МСБ в структуре ВВП РФ составляет порядка 20%. В развитых европейских странах этот показатель достигает 60—70%. “У нас больше половины экономики контролирует государство, которое не прислушивается к малому бизнесу, а по-прежнему делает ставку на сырьевую экономику”, — говорит аналитик Антон Сафонов. По его словам, малый бизнес быстро найдет способы избежать повышенных платежей. “Практика всех повышающих нововведений всегда показывает обратную картину — повышаем налог и по факту получаем меньше, чем было ранее”, — соглашается вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова. Она считает, что меры по повышению страховых сборов объясняются необходимостью повышения определенных социальных функций государства (пенсии, пособия и т.д.) и недостаточностью необходимых ресурсов. “На съезде известной общественной организации представитель ФНС сказал, что сбор налогов от малого и среднего бизнеса несопоставим с затратами по администрированию данного налога. Образно говоря, затраты по сбору налога больше, чем те налоги, которые платит малый и средний бизнес. Почему данный документ принят без общественного обсуждения?” — задает риторический вопрос Карисалова. Предприниматели надеются, что их голос будет услышан, и в то же время готовятся к новому давлению со стороны властей. “Теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены административной (уголовной) ответственностью за злоупотребления”, — добавил Шубин. Правда, из общего правила есть исключения. Например, Сколково. “Как известно, в течение 10 лет участники инновационного проекта будут освобождены от уплаты НДС, налогов на прибыль, на имущество и на землю. Также работающие в иннограде компании будут платить пониженный единый социальный налог — 14%. Оправдана такая политика или нет, покажет время”, — резюмирует Пятенко. |