Крепкая бесхозяйственность

 Крепкая бесхозяйственность фото: Сергей Иванов

Все, как известно, началось 26 декабря. Ледяной дождь “вырубил” электричество в аэропорту “Домодедово”. Начались сбои полетов в “Шереметьево”, в результате чего сотни рейсов были задержаны на несколько дней. Но главное — без света и тепла остались более 100 тысяч жителей Московской области. А всего было обесточено около 4,4 тысячи населенных пунктов.

Несмотря на обещания энергетиков ликвидировать последствия стихии до наступления новогодней ночи, многие сограждане встречали праздник при свечах отнюдь не из-за романтического настроения. Вынуждены были встретить праздник в темноте и губернатор Московской области Борис Громов, и министр энергетики Сергей Шматко, и другие чиновники, посланные “в народ” Владимиром Путиным. 1 января Центральный региональный центр МЧС России сообщил, что электроснабжение в Подмосковье полностью восстановлено. Однако уже в первый день 2011 года начался второй этап кризиса: из-за мокрого снега, налипавшего на линии электропередач, и падающих деревьев провода вновь пришли в негодность. В результате в ряде населенных пунктов Раменского, Рузского, Подольского, Шаховского и некоторых других районов Московской области опять произошли отключения трансформаторных подстанций. 2 января в 18 районах Подмосковья и 4 городских округах был введен режим чрезвычайной ситуации, который теперь продлен до 1 марта. По словам заместителя председателя правительства Московской области Василия Громова, 11 января начался третий этап кризиса. Из-за падения деревьев отключились около 1,5 тыс. трансформаторных подстанций, без света осталось около 230 населенных пунктов, в которых проживает порядка 10 тысяч человек. Сколько у текущего кризиса всего будет этапов, прогнозировать никто не берется. Все зависит от погодных условий, говорят энергетики.

Такая зависимость от погодных условий — показатель чрезвычайной изношенности электрооборудования. На данный момент международные эксперты оценивают степень износа мощностей электроэнергии в России в 65%. Специалисты уже давно предупреждают о возможном энергетическом коллапсе, особенно в крупных городах, где нагрузка на сети значительно превышает их возможности. Выход один — обновлять оборудование. Однако у государства на это денег почему-то нет, а для частного бизнеса подобные инфраструктурные проекты невыгодны. В итоге решение текущих проблем оплачивают граждане. В прошлом году тарифы на электроэнергию подняли на 15%, с начала этого года — еще на 10%. Однако качество поставок электроэнергии, как показали последние события, становится только хуже. То, что ситуация ухудшается, видно и в обычное время. Так, например, владельцы загородных домов хорошо знают, что в их счета за электроэнергию включаются так называемые резервы под возможные потери. Проще говоря, сетевые компании учитывают изношенность своих передающих мощностей и пытаются застраховаться от возможного ущерба от аварий за счет предоплаты от потребителей.

Ничего удивительного, если вспомнить, что на протяжении последних двадцати лет новые мощности у нас практически не вводились в эксплуатацию, а ремонт производился путем обыкновенного латания дыр. Зато была проведена реформа отрасли, в результате которой 1 июля 2008 года бывший монополист рынка — компания РАО “ЕЭС” перестала существовать, распавшись на 23 независимых хозяйствующих субъекта. Целью реформы ставилась либерализация энергетического рынка и создание на нем свободной конкурентной среды. По замыслу реформаторов, приватизировав по частям российскую теплоэнергетику, можно было избавить госбюджет от необходимости тратить деньги на строительство новых генерирующих мощностей. Однако то, что этот план провалился, стало ясно практически сразу. Уже в октябре 2008 года некоммерческое партнерство “Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики” обратилось к правительству с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на сумму $50 млрд. Эксперты оценили это обращение как провал реформы РАО “ЕЭС”. На сегодняшний день вместо более понятной вертикально структурированной системы в энергетике мы имеем совсем иную картину: единая система разрушена, бывшие топ-менеджеры РАО “ЕЭС”, естественно, не бедствуют, а оплачивать строительство новых мощностей снова кроме налогоплательщиков некому. Свободной конкуренцией на рынке, что называется, и не пахнет. На рынке господствуют генерирующие государственные монопольные компании и частные распределительные компании. Другими словами, вместо одной госмонополии отрасль получила сразу несколько.

Минусы системы многоуровневого обслуживания электросетей нынешняя ситуация продемонстрировала вполне наглядно. Выяснилось, что линии разного напряжения подчиняются разным организациям. Самые мощные магистральные линии находятся в подчинении у оператора единой национальной электросети России — ФСК “ЕЭС”, а например, распределительные сети столичного региона — у Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК). А часть линий электропередач, например в дачных кооперативах, и вовсе подчиняются частным структурам. В результате найти ответственных за устранение неполадок весьма и весьма непросто. ФСК принадлежит государству (контрольный пакет находится у Росимущества), “Интер РАО ЕЭС”, собравшая в себя и производство, и сбыт энергии, — тоже государству, но посредством структур Росатома. МОЭСК принадлежит на 50,9% холдингу МРСК, на 31% — структурам, представляющим интересы “Газпрома”, и немного (на 8%) — правительству Москвы. При этом, несмотря на то, что деньги за энергию в основном получает государство, вопрос, кто должен поддерживать функциональность сетей, что называется “на местах”, остается открытым.

При этом еще одна цель реформы — развести генерирующий и сбытовой бизнес, тоже не достигнута, чему яркий пример — “Интер РАО ЕЭС”. И поскольку энергетические компании в настоящее время совмещают деятельность по передаче электрической и тепловой энергии с деятельностью по ее генерации и с деятельностью по ее сбыту, цены на их услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам, то есть государством. Однако предполагается, что с 2014 года население России начнет оплачивать электроэнергию по рыночным ценам. То есть госмонополизм в этой сфере останется, но цена станет рыночной. И, конечно, при условии, что эта энергия к гражданам вообще дойдет. Ведь, как не раз отмечали эксперты, как раз дезинтеграция отрасли в результате реформы и привела к значительному повышению ее аварийности. В ситуации, когда отношения между новыми субъектами рынка не выстроены, ликвидировать последствия аварий бывает весьма сложно.

 Крепкая бесхозяйственность

Фактически наиболее полная мобилизация сил в борьбе с последствиями стихии произошла только после 2 января, когда была объявлена ЧС. До этого власти Подмосковья не обращались за федеральной помощью для ликвидации аварий на ЛЭП, надеясь на собственные силы. При этом губернатор отмечал, что власти не могут отвечать за аварии — обращаться надо к энергетикам. До Нового года с ситуацией пытались справиться порядка 200 бригад по линии министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и главного управления МЧС по области. Однако уже тогда эксперты заявляли, что бригад явно недостаточно. После Нового года 29 бригад в помощь прислала ФСК, а затем приехали резервы из 22 субъектов Федерации. 10 января ремонтных бригад стало уже 700. Представитель МОЭСК Виталий Струговец сообщил, что у энергетиков появилось больше возможностей привлекать к работе вышедшие после каникул подрядные организации. По словам министра энергетики Сергея Шматко, перебои электроснабжения, зафиксированные в разных областях России, показали, насколько вообще в секторе много проблем. Неделю назад в загородной резиденции премьера Путина состоялось совещание, на котором глава Минэнерго Шматко предложил обязать “Холдинг МРСК”, контролирующий в данный момент 11 электросетевых компаний, выкупать территориальные сетевые компании, не справляющиеся со своими обязанностями. По его словам, нужно серьезно проанализировать практику работы территориальных сетевых компаний. В ответ губернатор Подмосковья отметил, что проблема не столько в сетевых компаниях, сколько в старой технике и в недостаточно расчищенных просеках для линий электропередач. По его словам, все 24 территориальные сетевые компании Московской области входят в объединенную компанию и являются управляемыми. Эксперты также отмечают, что обратная консолидация отрасли ситуацию не исправит, ведь в стране банально не хватает рабочих рук, в том числе ремонтников-электриков. Причина этого дефицита всем известна — недостойные заработные платы “трудяг”.

Пока чиновники ищут “стрелочников”, главная виновница уже названа. Это природа, преподнесшая в разгар зимы дождь, а потом заморозившая и повалившая деревья. Теперь деревья собираются вырубать, расширяя просеки. Глава холдинга МРСК Николай Швец уже пообещал в 2011 году расчистить просеки под ЛЭП и для этого вырубить по России более 67 тысяч гектаров леса. Идею просто тщательно следить за деревьями, регулярно подрезая чрезмерно разросшиеся, чтобы они не доставали до проводов, никто из официальных лиц до сих пор почему-то не озвучил. Чиновники предпочитают выяснять, кто же будет оплачивать расходы, связанные с вырубкой (порядка 400—500 млн. рублей).

Тем временем ремонт ЛЭП происходит, что называется, по-старому — методом залатывания дыр. Страдают опять же граждане, поскольку из-за ремонтных работ ежедневно осуществляются плановые отключения электроэнергии в разных районах. Предлагают и еще один метод точечного решения вопроса — создание отдельных дублирующих электроэнергетических мощностей для наиболее важных объектов. Однако в массовом порядке такой проект грозит стать дорогостоящим, а значит, нагрузка по создания таких мощностей опять может лечь на плечи рядовых граждан. Между тем граждане все чаще высказывают недовольство ежегодным повышением тарифов. Сложилась парадоксальная ситуация, что россияне платят за электричество все больше, а без него остаются все чаще.

Причем гражданам, пострадавшим от отключения электроэнергии, надеяться даже на денежные компенсации особо не приходится. Форс–мажор — поясняют юристы. Хотя зима в России вместе в ветрами и снегом наступает ежегодно, доказать в суде, что она не является непредвиденным обстоятельством, будет весьма сложно. Если вы простудились и заболели из-за отключения электричества и собираетесь обращаться в суд, необходимо запастись медицинскими справками, но главное — крепкими нервами, советуют специалисты.

— Ситуация с погодой, сложившаяся этой зимой, действительно экзотическая, — говорит председатель Общества по защите прав потребителей Михаил Аншаков. — Однако попробовать возместить понесенные убытки можно, и я уверен, что такие дела будут, так как к нам обращались с жалобами по этому поводу многие граждане.

По словам юриста, возместить можно разнообразные убытки: вынужденные траты на приборы освещения и обогрева, поломку какого-то оборудования и приборов, вынужденные транспортные расходы. Также можно попробовать возместить моральный ущерб от этой ситуации. “Правда, компенсации за моральный ущерб у нас небольшие — в среднем три-пять тысяч рублей”, — замечает эксперт. Для возмещения ущерба надо обратиться с письменной претензией к организации, с которой заключен договор на поставку электроэнергии. Все претензии должны быть документально подтверждены — чеками на ремонт или покупку оборудования, билетами или справками. В течение десяти дней эта организация обязана дать ответ. “Если энергетики отказываются возместить убытки, имеет смысл обратиться в суд”, — советует юрист.

Стоит помнить, что больше шансов на выигрыш подобные дела имеют по коллективным искам. В этом отношении пассажиры, пострадавшие от отключения электроэнергии в аэропорту “Домодедово” и из-за отсутствия достаточного количества реактивов для обработки самолетов в “Шереметьево”, находятся в более выигрышной ситуации. Недавно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал всех пострадавших пассажиров обращаться с жалобами на перевозчиков в его ведомство. По его словам, проблема в том, что в эти “горячие дни” авиакомпании “не так, как надо, относились к пассажирам”. У представителей электроэнергетических компаний, кроме встречавших Новый год в деревнях без света, позаботиться о населении напрямую возможности не было.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей