фото: Наталия Губернаторова
Финансовые привычки жителей крупных городов быстро меняются. Потребители товаров и услуг стройными колонами уходят в Интернет: люди спешат и дружно проходят мимо очередей. Особенно отчетливо это заметно в мегаполисах Западной Европы и США, где среди покупателей стремительно растет популярность интернет-банкинга и мобильного банкинга. На Западе пользователи предпочитают для оплаты услуг с портативных устройств мобильный Интернет — там он доступен практически во всех моделях телефонов. А в России доминирующей технологией мобильной оплаты остается эсэмэс. Это связано с небольшим пока количеством смартфонов в нашей стране и ограниченным функционалом мобильных устройств. Сегодня в России более 10 млн. человек осуществляют платежи через мобильные устройства, сообщил председатель совета директоров Qiwi Борис Ким. По его мнению, в нашей стране будет расти использование электронных денег, а оплата услуг через эсэмэс потеряет свою популярность из-за неудобства интерфейса. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), активность нынешней мобильной аудитории схожа с активностью пользователей Интернета четыре года назад. Это значит, что в самое ближайшее время мобильный банкинг перейдет из разряда роскоши в стандартный пакет услуг банковских организаций. Хотя стоит признать, что полнофункциональных мобильных приложений на рынке пока немного. Как сообщила заместитель директора департамента розничного бизнеса банка ВТБ24 Юлия Деменюк, наиболее востребованные функции мобильного банка в целом совпадают с обычными функциями интернет-банка: просмотр информации по своим продуктам, переводы внутри банка и внешние переводы, оплата услуг, в том числе мобильной связи и Интернета, возможность блокировки карт. Чаще всего через мобильный банк оплачивают услуги мобильной связи. На втором месте по популярности идут переводы между счетами клиента. Мобильный банкинг, по мнению экспертов, развивается в двух главных направлениях — расширения операционных возможностей и повышения защищенности. В передовых мобильных банках предусмотрены дополнительные средства защиты от мошенничества, например система «Альфа-ключ» позволяет установить мобильное приложение, которое генерирует одноразовые пароли для проведения платежей в Интернете. С каждым кварталом расширяются и возможности мобильного банкинга. В конце весны представил обновленную версию своего мобильного банка для смартфонов IPhone Сбербанк. Теперь клиенты смогут перевести средства с карты на карту по упрощенному алгоритму и найти ближайший банкомат. Как сообщил старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, запланирован выпуск новых версий приложений для мобильного банкинга, для устройств компании Apple и смартфонов на платформе Android. В мобильном банкинге, в частности, появится услуга денежного перевода по номеру телефона. Кроме того, будет в десятки раз увеличено количество получателей платежей. Почти одновременно со Сбербанком объявили о запуске новых или обновленных мобильных приложений для смартфонов МДМ-банк, МКБ, Номос-банк и ХКФ-банк. В конце мая запустил новое приложение для мобильного банкинга Ситибанк. С его помощью клиенты банка смогут осуществлять основные банковские операции по своим счетам, а также оплачивать услуги — Интернет, мобильный телефон, жилищно-коммунальные счета. Для пользователей любых мобильных телефонов, поддерживающих интернет-соединение, приложение доступно в виде специального ресурса в Интернете. Для владельцев телефонов на платформах iOS и Android — в виде устанавливаемого приложения. Помимо банков мобильную коммерцию активно развивают и федеральные операторы сотовой связи. У каждой компании из «большой тройки» есть свои сервисы. Развитие бесконтактных платежей на базе технологии NFC обещает вывести мобильник на качественно новый функциональный уровень. К примеру, в Санкт-Петербурге банки и операторы вместе успешно продвигают NFC-платежи со списанием с баланса телефона в общественном транспорте: городском метрополитене, автобусах, троллейбусах, трамваях и аквабусах. В мае стартовали продажи платежного решения, позволяющего расплачиваться посредством телефона в обычном магазине. Телефон со встроенной NFC-антенной подносится к специальному считывателю на кассе, и сумма покупки списывается со счета. Благодаря таким совместным проектам мобильный телефон постепенно превращается в многофункциональное платежное средство. На Западе инновации на банковском розничном рынке вводят как сами банки и платежные системы, так и высокотехнологичные компании. Danske Bank запустил для своих клиентов, обладающих iPhone и смартфонами на ОС Android, приложение, позволяющее в удаленном режиме оплачивать счета и квитанции, сфотографировав нанесенный на них специальный штрих-код. После того как приложение распознает фото штрих-кода, пользователь может оплатить его в системе мобильного банкинга этого скандинавского банка. В конце мая один из крупнейших австралийских банков — Commonwealth Bank of Australia — сообщил, что при помощи его нового сервиса NetBank Vault клиенты могут создать собственную «облачную» банковскую ячейку, в которой можно хранить квитанции об оплате услуг, отсканированные копии документов, таких как паспорт или водительские права. Такая «облачная» ячейка будет привязана к банковскому счету. По прогнозу Gartner, мировой объем платежей через мобильные устройства за 2012 год вырастет со $105,9 млрд. на конец 2011 года до $171,5 млрд., или на 61,9%. К 2016 году показатель увеличится до $617 млрд., а количество пользователей, оплачивающих услуги через мобильные устройства, приблизится к пятистам миллионам. |