Без каких-либо сомнений утверждаю: такого авто нет и не было не только в линейке крупнейшего отечественного производителя, но и на всем российском авторынке. Largus для родного автопрома — машина совершенно особенная и даже знаковая. Как в свое время Fiat 124, с которого, собственно, и началась история «АвтоВАЗа».
Кстати, если отбросить всю маркетинговую «лапшу», которой сегодня опутан любой автомобильный релиз, фактически волжане вернулись к своим истокам, поставив на конвейер лицензионную модель. Да, за последние четыре десятилетия многое изменилось — у российского клиента появился выбор, причем очень широкий, на рынке правят бал иностранцы, да и сам завод теперь тоже не очень-то и наш... Тем не менее факт остается фактом: Largus — клон Dacia Logan MCV. Абривиатура расшифровыватся как «Multi Convival Vehicle», что в переводе на русский (и не без французского юмора) — «многоцелевой компанейский автомобиль».
Разумеется, новая Lada не точная калька с румынского универсала, кое-что инженерам и стилистам пришлось-таки переделать, но основные составляющие остались неизменными. В первую очередь речь о простой и надежной платформе В0, на которой стоят практически все бюджетные модели альянса Renault-Nissan, являющегося отныне еще и основным держателем акций Волжского автозавода.
Модель хорошо вписывается в быстрорастущий рыночный сегмент многоцелевых универсальных авто (MPV), ориентированный на расширяющиеся потребности покупателей. Мировые производители уже давно выискивают и быстро занимают любые, даже небольшие, но все еще не заполненные рыночные ниши. Однако причины, которыми вазовцы руководствовались при выборе первой совместной модели, были несколько иными.
Им нужен опыт. Судите сами: «АвтоВАЗ» планирует выпускать 70 тысяч Largus в год, даже при трехсменном графике — не больше 90 тысяч экземпляров. И это очень немного, то есть модель не крупносерийная по определению. Кроме того, универсал чуть проще в производстве. В итоге если по какой-то причине проект не окажется успешным, то совсем уж драматичным этот провал не будет. Деньги тольяттинцы, конечно, потеряют. В подготовку производства было вложено 400 миллионов евро, приличная часть из которых, очевидно, ушла на доводку и локализацию самого универсала. Но при этом они наработают опыт выпуска по-настоящему европейского авто (и по качеству изготовления, и по характеристикам). Впрочем, пессимистический сценарий тут маловероятен. Во-первых, рынок уже практически вышел на докризисный уровень, а во-вторых, другого такого крупного и вместительного авто в нашем В-классе попросту нет.
Кроме того, платформа В0 нужна заводу для выпуска других более массовых авто, в числе которых могут оказаться и грядущий второй Logan, и модели Nissan, под которые на «АвтоВАЗе» создали специальную производственную площадку с модернизированной линией сборки, новыми цехами сварки и окраски, которые рассчитаны на выпуск 350 тысяч автомобилей в год.
Теперь о том, что привнесли вазовцы в Renault R90, когда готовили машину к производству. В пассажирском варианте Largus будет предлагаться как в номинальном, семиместном, так и в пятиместном исполнении, а в грузовом представляет собой двухместный фургон. В общем, тут все стандартно. Тем не менее дизайн машине чуть подправили. В частности, новинка получила более гармоничный передний бампер, который явно скрасил логановскую угловатость, кроме того, волжане придумали свою, более модную решетку радиатора.
Что касается технического аспекта, то здесь обошлись минимумом — усиленная подвеска, более «плотные» тормоза, дополнительная антикоррозийная обработка кузова и подкрылки в колесных арках, которых нет на исходном MCV. Помимо этого, инженеры подстроили двигатель под российский бензин и защитили его снизу 2,5-миллиметровым стальным листом.
Слегка освежился и интерьер. Изменения коснулись центральной консоли (не компоновки, но дизайна). Чуть иначе тут отформован козырек инструментальной панели, а ее шкалы обзавелись серебристой окантовкой. Последнее нововведение, к слову, спорно — обычная логановская комбинация приборов тут смотрелась бы гораздо логичнее. Вот дополнительные воздуховоды во втором и третьем рядах куда полезнее. Длина Largus — без малого 4,5 метра (еще десяток сантиметров, и он бы перегнал Skoda Octavia Combi), так что нормальный обогрев тут очень даже кстати. Как, в общем-то, и поясничный подпор на передних сиденьях.
Кстати, о посадке. Длина колесной базы Lada — 2905 миллиметров. У той же универсальной Octavia она на 30 сантиметров короче, так что семиместный салон тут отнюдь не маркетинговая прихоть. Запас свободного пространства на «галерке» тут едва ли не больше, чем в огромных американских SUV. Единственная незадача, ее нельзя «уложить» в подпол или «подвесить» по бокам, как, например, в Land Cruiser 200, — только демонтировать. Зато после полной трансформации (разрезная спинка второго ряда складывается в отношении 1/2) из номинальных 135 литров вы получите 2,5 кубометра полезного объема. Еще 54 литра скрыты в различных полочках, боксах, нишах и карманах, которые в семиместной версии есть даже под потолком. В общем, тут дополнительные комментарии излишни.
Вот эргономика традиционным вазовским пользователям покажется непривычной. Тольяттинцы поставили в Largus новые, более удобные кресла (для этого пришлось сменить логановского поставщика на стороннего, который к тому же предложил более низкую цену), но это максимум, что им было дозволено. Обратный наклон центральной консоли остался неизменным, а руль по-прежнему сильно задран. Учитывая, что румынский кокпит сюда перекочевал практически без изменений, справиться с этими недостатками у волжан не было ни единой возможности, то перенести клаксон с торца подрулевого переключателя в центральную часть «баранки» было несложно, но гудеть покупателям Largus все-таки придется на французский манер. Впрочем, эти недостатки довольно мелкие, во всяком случае, машину они не портят.
А теперь поедем. С первой сотни метров тяжелый Largus демонстрирует вполне приемлемую динамику. Стандартные 100 км/ч он набирает за 13 секунд, то есть чуть дольше, чем это делают Logan и Sandero, но для семейного «линкора», снаряженная масса которого больше 1,2 тонны, это очень даже неплохо. Ведь, несмотря на увеличившийся вес, мотор тут тот же абсолютно. Формально в линейке пара бензиновых «четверок» объемом 1,6 литра (рассматривался и вариант с турбодизелем, но от него в итоге отказались). Разница между ними лишь в количестве клапанов на цилиндр и, соответственно, в мощности (84 и 105 л.с.).
В нашем случае агрегат был топовым, и впечатления он оставил вполне приятные. Да, тяги внизу чуть-чуть не хватает, однако это компенсировано короткими первыми передачами. На средних оборотах он шумноват. Но спросите себя — кто не шумноват в этом сегменте? Тем более когда максимальный ценник машины установлен на отметке 450 000 рублей. Главное здесь даже не динамика, а надежность, к тому же этот двигатель давно известен практически всем российским сервисменам. Кроме того, заявленную «максималку» этот мотор выдерживает даже в груженом состоянии.
По своим ходовым повадкам Largus — тот же Logan, только на порядок более стабильный (за счет длинной колесной базы), что позволяет водителю без труда контролировать машину в любом режиме движения. Рулится он, конечно, без огонька, но по меркам сегмента вполне пристойно. Подвескам местами не хватает энергоемкости, однако с характерной для всего семейства «неубиваемостью», думаю, проблем не будет. А еще эта Lada не скрипит. На любых скоростях.
В общем, в случае с Largus у тольяттинцев получился очень достойный, надежный, крепко сбитый автомобиль, полностью отвечающий не только своему назначению, объявленным потребительским качествам, но при этом соответствующий европейским требованиям качества. Он точно придется ко двору, как в свое время пришелся Renault Logan.