фото: Ольга Михайлова
— Российский рынок знает не так много примеров долгосрочного сотрудничества архитекторов и девелоперов, — говорит председатель совета директоров Urban Group Александр Долгин. — Мы стремимся создать такое пространство, которое было бы дружелюбным по отношению к жителям, чтобы у людей возникало желание выйти из своей приватной зоны наружу. Молодым участникам биеннале (до 33 лет) было предложено «вписать» в одну из исторических площадей Москвы либо другого крупного российского города здание городского музея. — Традиционно площадь — место, где в прошлом располагался рынок города и где люди чаще всего встречались друг с другом. Но при советской власти центральные площади превратились в пустые пространства. По идее, они должны были ассоциироваться с властью народа, который массово заполнял эти пространства во время демонстраций и парадов, — говорят организаторы выставки. — Для того чтобы вдохнуть новую жизнь в площади, мы и предложили спроектировать городской музей. По условиям конкурса, половину музея должна занимать постоянная экспозиция, посвященная истории города; другую половину — пространство для временных выставок. Кроме того, музей должен иметь многофункциональный зал для проведения семинаров, конференций, кафе с меню местной кухни и сувенирный магазин. Из проектов московских архитекторов можно выделить три: на Хитровской, Славянской и даже Красной площадях. Хитровская подходит для строительства, пожалуй, больше других — противостояние застройщиков и активистов вокруг возведения коммерческих объектов на этой площади длилось не один год. Само же пространство как общественное место давно утрачено. На первый взгляд, здание, изображенное на проекте, больше похоже на кинотеатр. Однако автор настаивает на том, что стремился воссоздать навесы рынка, под которыми в теплое время года можно разместить открытое кафе, устраивать кинопросмотры, а также проводить дизайнерские ярмарки современного искусства.
Проект музея на Красной площади трудно реализуем, в первую очередь из-за его размеров: он занимает добрую половину территории. Само же здание автор проекта предлагает сделать в традициях минимализма, как снаружи, так и внутри. «Оболочка фасада является не только декоративным элементом, но и фундаментальной стеной, на которой жители города могут лицезреть информацию о музее, фильмы, концерты, новогоднее поздравление президента и многое другое, — объясняет автор проекта. — Движение по выставкам будет проходить по траектории знака бесконечности — лежачей восьмерки. Это — метафора московской жизни, города бесконечного движения». Выбор для размещения музея Славянской площади автор проекта объясняет непосредственной близостью культурных памятников. Рядом с площадью находилась Китайгородская стена, сооруженная в ХVI веке и снесенная в 1930-е годы. В подземном переходе под площадью сохранились остатки белокаменного цоколя Варварской башни. «Посетитель музея спускается на нижний уровень — и уходит от внешней суеты, остается наедине с историей, может прочувствовать ее силу и глубину», — комментирует молодой архитектор.
На днях крупная компания-застройщик представила принципиально новую градостроительную концепцию развития крупных проектов жилой недвижимости. Наряду со снижением плотности застройки, более широким развитием инфраструктуры, улучшением транспортной доступности микрорайонов и прочими благими делами специалисты уделили внимание и духовности. Причем в самом прямом смысле. Как объяснили разработчики концепции, одним из ключевых элементов культурной среды в строящихся микрорайонах будут выступать Центры русской культуры, охватывающие все таланты и увлечения человека. Основной целью станет вовлечение современного городского жителя в активный процесс сохранения и развития русской традиционной культуры. Центры будут создаваться по индивидуальным проектам, их архитектурно-планировочная организация будет нацелена на максимальную открытость и дружелюбность по отношению к жителям микрорайона. А сами центры будут руководствоваться принципами семейного подхода, т.е. предоставлять услуги всем членам семьи. «Наши центры будут возводиться на стыке между урбанизированной средой и природой, максимально учитывая ландшафт. Здесь будут предусмотрены летние сцены и концертные площадки, залы для проведения театральных представлений, помещения для занятий различными видами творчества, кружки и залы спортивных секций, например рукопашного боя, а также мастерские. В каждом центре мы организуем музей, откроем часовню, выделим место для занятий краеведением, организуем семейные центры, где будет вестись работа с беременными, молодыми мамами, детьми», — объяснили авторы идеи.
Идея нашла поддержку Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы. Больше того, предполагается, что подготовка специалистов, инструкторов и волонтеров для создающихся центров будет осуществляться в различных российских учебных заведениях, в том числе на базе двухгодичных образовательных курсов Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы при поддержке миссионерского факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Эта идея родилась не из какого-либо заказа. Мы не ограничены политическими или идеологическими рамками, — подчеркивает директор по перспективным проектам компании-застройщика Дмитрий Зотов. — Наши микрорайоны предоставляют возможность для создания подобных культурных центров — крупные территории застраиваются многоэтажным жильем, рядом находятся лесопарки, а вся инфраструктура формируется с нуля. В этих условиях мы имеем возможность создавать и развивать культурную среду, основанную на традиционных ценностях». С подобным подходом можно соглашаться или нет, но в любом случае новая концепция меняет стандарты, навязанные москвичам за многие десятилетия. Вряд ли в ближайшем будущем мы увидим воплощение этих идей на улицах Москвы или других крупных городов. Но общее направление задано — комфортными должны стать не только наши личные квартиры, но и то общественное пространство, которое их окружает. |