фото: PhotoXPress
Разговоры о депрессии и второй волне кризиса слышатся все чаще. Заемщики ощущают опасения банкиров на собственной шкуре: ставки по кредитам растут, условия ужесточаются. Есть, однако, исключение: автокредитование. За пять месяцев этот сектор рынка показывает уверенный рост. «Российский рынок автокредитования в этом году вырастет не хуже, чем в прошлом, когда рост составил 73%», — заявил в конце апреля первый зампред правления одного из крупных банков Игорь Антонов. Действительно, в 2009-м кризисном году автокредитов было выдано всего на 150 млрд. руб. (вчетверо меньше, чем до кризиса). Но уже в 2010-м объемы автокредитования выросли до 307 млрд. руб., а в 2011 году — до 531 млрд. руб. За четыре месяца нынешнего года выдано уже 427 млрд. руб. автокредитов, что на 75% больше, чем за тот же период прошлого года. Оптимизм банкиров имеет основания. Рост сектора автокредитования на фоне, откровенно говоря, стагнации потребительского кредита имеет несколько причин. Основная: банки «поумнели». Раньше всех заемщиков гребли под одну гребенку: если ужесточаем условия, то для всех, облегчаем — тоже всем сразу. Но у автокредитов есть специфика: автомобиль является залогом. Причем надежным. С кредитом наличными или с кредитной карточкой заемщик может исчезнуть в неизвестном направлении. На выданном в кредит автомобиле «в случае чего» доедет лишь до первого поста ГИБДД. Не платишь — залог объявляется в угон и в розыск, а там уж доблестные работники полосатого жезла расслабиться не дадут. Это соображение позволило банкам существенно облегчить условия автокредитования по сравнению с другими его видами. Можно сказать, что сектор автокредитования сейчас находится в привилегированном положении и для многих банков является приоритетным. Ставки в автокредитовании выросли меньше, чем в других секторах (сейчас они в среднем в Москве составляют 14,5% годовых; для сравнения: потребительский кредит меньше 17% годовых сейчас не возьмешь). Но главное: по автокредитам гораздо меньше отказов, да и пакет документов собрать проще. Есть еще две причины процветания автокредитования. Как известно (см. заметку «Ставки уперлись в потолок» в «МК» от 18 марта), банки сейчас очень сильно повысили ставки для привлечения вкладчиков. Но «дорогие» деньги надо отрабатывать. Автокредитование является одним из способов. Риски из-за наличия залога меньше, и доля средств, которые банки вынуждены отправлять для резервирования в Банке России, существенно снижается. С другой стороны, ставки достаточно высоки, что позволяет банкам покрыть высокую стоимость привлечения средств вкладчиков. Но автокредитование получило и потребительское преимущество. Автопроизводители тоже слышат разговоры о второй волне кризиса. Они хотят сбыть продукцию дешевле и быстрее, стимулируют спрос. Самый быстрый способ продать автомобиль — кредит. Кроме того, на российском рынке действуют кэптивные банки, то есть те, в названии которых присутствует автомобильный бренд. Эти банки обычно связаны с автозаводами в единый холдинг и за счет пониженных ставок способствуют скорейшему сбыту их продукции. Именно деятельность кэптивных банков не дает ставкам по автокредитам подняться слишком высоко. Еще одним нововведением в первом полугодии стала продажа в обычный автокредит коммерческого транспорта. Раньше индивидуальные предприниматели и малый бизнес мучились: ставки по кредитованию грузовиков были в 1,5 раза выше, чем легковых автомобилей. Теперь сравнялись: банки увидели в малых предпринимателях надежных потребителей автокредитов. Получить автокредит стало проще, но купить и содержать автомобиль — сложнее. Потому что помимо кредита есть еще и страховка. Прежде всего — ОСАГО. Без нее автомобиль не продадут просто по закону. А законы не устоялись. Почти полгода, как государственный техосмотр (ТО) отменен, но юридические баталии все еще продолжаются. Как известно, 24 апреля Госдума приняла в первом чтении поправки к Закону о техосмотре (см. заметку «Полис ОСАГО станет временным» в «МК» от 25 апреля). Сейчас идет подготовка ко второму чтению, которое, видимо, состоится уже на этой неделе. 18 мая в Госдуме состоялось заседание рабочей группы. Присутствовавший на заседании президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин озвучил три предложения сообщества. Как и ранее, страховщики поддерживают законопроект, но предлагают выдавать временный полис ОСАГО без прохождения ТО не на 15 дней, как предусмотрено в законопроекте, а на 20. Это имеет смысл. Ведь идея «короткого» полиса ОСАГО как раз в том, чтобы дать человеку возможность спокойно поставить автомобиль на учет или спокойно пройти ТО. К сожалению, в России иногда случаются, например, длительные праздники, и 15 дней может реально не хватить. Кроме того, РСА предлагает отменить требования о необходимости не менее чем 6-месячного действия талона ТО на момент выдачи полиса ОСАГО, поскольку данное требование вынуждает автовладельцев, снимающих машину с учета, досрочно проходить ТО. Об отмене этого правила говорят давно. Его действие фактически дискриминирует тех, кто хочет продать авто с истекающим сроком действия полиса. Платить за ТО и полис ОСАГО должен новый хозяин, но правило возлагает эту обязанность на старого владельца. Третьей новацией РСА является возможность выдавать полис ОСАГО по предъявлению не только талона ТО, но и диагностической карты или оплаченного договора на проведение ТО. Речь опять-таки об удобствах для водителей. Очереди при прохождении ТО длиннее, чем к страховщикам (там их вообще нет). Почему бы владельцу машины не оплатить ТО и, пока стоит в очереди, не оформить полис? Разумного ответа нет, но закон это запрещал. К сожалению, в готовящемся ко второму чтению законопроекте есть еще две прорехи. Первая касается тех, кто купил автомашину за границей. В поправках не учтено, что им, возможно, тоже следовало бы разрешить приобретать временный полис ОСАГО на срок до 15 суток без прохождения ТО. Нужно же им каким-то образом доставить машину к месту постоянной регистрации. Да и страховым компаниям польза: если одновременно разрешить страховщикам выдавать временные полисы при въезде авто на таможенную территорию РФ, желающие найдутся. Второй недостаточно учтенный в законопроекте момент: что делать, когда автомобиль находится в одном регионе, а его владелец — в другом. Скажем, уехал человек работать в Сибирь, а машину оставил в Москве; теперь хочет перегнать. По идее, страховая компания по месту фактического нахождения автомобиля должна выдать временный полис. Но в законе это четко не прописано, и некоторые страховщики отказываются это делать. К тому же человек лишается выбора: ведь смысл закона в том, чтобы пройти ТО и получить полис ОСАГО можно было в любом регионе. Но в данном случае вариант один: ТО и полис на год по месту нахождения машины. Возможно, нужно расширить сферу применения временных полисов без талона ТО. Несмотря на юридические тонкости, отмена государственного ТО благотворно повлияла на страховые компании. В первом квартале 2012 года сборы по ОСАГО в целом по России увеличились на 22,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Концентрация рынка продолжает расти: на 20 крупнейших страховщиков в первом квартале приходится 89,2% суммарных сборов (в первом квартале 2011-го этот показатель составлял 79,2%). Средняя стоимость полиса ОСАГО за четыре месяца 2012 года выросла на 176 руб. — до 2672 руб., а средняя выплата, наоборот, снизилась на 174 руб. — до 23 325 руб. В сегменте КАСКО ситуация принципиально иная. С середины 2009 года динамика продаж новых транспортных средств опережает динамику роста сборов по КАСКО (до кризиса тенденция была обратной). Тут действуют два фактора: тарифы стали более низкими, и в продажах все большее место занимают бюджетные авто, владельцы которых не слишком склонны к оформлению добровольных полисов. Тем не менее стоимость полиса ОСАГО непрерывно растет третий год подряд. Не следует также забывать, что банки при продаже в кредит обычно навязывают заемщикам полис КАСКО. К тому же недавно банкам разрешили (см. заметку «ФАС на пользу банкам» в «МК» от 8 апреля) предлагать заемщикам единственную (читай — дружественную) страховую компанию. Тарифы КАСКО для клиентов-заемщиков у страховой компании, пользующейся локальной монополией, как правило, совсем недружественные, завышенные по сравнению с рынком раза в полтора. Правда, сейчас некоторые банки для привлечения заемщиков по автокредитам предлагают продажу без КАСКО (по завышенным процентным ставкам) либо включают стоимость страховки в тело кредита (и берут за все проценты). В любом случае страховка сильно удорожает покупку автомобиля в кредит, и конца этому не видно. В данных обстоятельствах поведение потребителей представляется весьма рациональным. Опыт недавнего кризиса показал, что во время финансового шторма наиболее надежным вложением средств являются материальные активы. Автомобиль, пусть даже купленный в кредит, таковым является. Возможно, рост автокредитования в первые месяцы 2012 года вызван не столько отложенным спросом, сколько желанием защитить средства. По словам представителя одного из крупнейших российских автодилеров Ивана Романова, «люди начали пересаживаться на более дорогие автомобили, и многие не могут себе позволить авто такого класса без привлечения кредита». Несмотря на рост рынка, банкиры высказывают озабоченность. Игорь Антонов: «Для автопроизводителей это хорошо, но для банков и для экономики, если не растут реальные доходы населения, это плохо. Если люди просто опять огульно начали в расчете на будущие доходы рассчитывать, что в будущем они заработают, хотя сейчас роста доходов нет, то это опасно, и на банки ложится серьезная нагрузка». Действительно, можно представить, что если не повторение кризиса, то депрессия и стагнация экономики нас во второй половине года все же ожидают. Это означает напряженность с ликвидностью у банков. Что объективно будет толкать ставки по автокредитам вверх. Возникнет ситуация «кто не купил, тот опоздал». Но и успевшим радоваться не придется, поскольку доходы не растут, а дорожающую страховку и кредит выплачивать надо. Да и инфляцию никто не отменял. Как бы тем, кто покупает автомобиль сейчас лишь потому, что это относительно выгодно, не перехитрить самих себя. |