Городские власти и бизнес пока что не слишком довольны друг другом. Чиновникам второй год подряд приходится разбираться с инвестконтрактами, заключенными прежней горадминистрацией. Несмотря на то что многие проекты рассматривались на Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) уже не по одному разу, приемлемые решения так и не были найдены. Инвесторы жалуются, что мэрия Москвы ведет себя как собака на сене. С одной стороны, не хочет выполнять прежние договоренности, с другой — не спешит с заключением новых. В Ассоциации инвесторов Москвы подсчитали, что до 2011 года в столице было проведено всего 13 земельных аукционов, которыми предусматривается сооружение 52 тыс. кв. м недвижимости. В прошлом году на торгах разыграли 15 объектов на общую сумму 82 млн. руб., с начала 2012 г. — еще пять. «Процесс проведения аукционов действительно разворачивается очень медленно», — признает вице-мэр Андрей Шаронов. Проблема — дефицит предложений для инвесторов. Очевидно, что все хотят строить жилье и другие высокодоходные объекты. Но это не всегда совпадает с интересами города. По словам Шаронова, прежде инвестиционные проекты, как частные, так и те, что планируется реализовать за счет бюджета, выскакивали как черт из табакерки. Никто не проводил анализ, насколько они необходимы городу, в каких объемах и какой ценой. Власти хотят изменить ситуацию: чтобы объекты для капвложений отбирались централизованно, в Москве было создано Городское агентство управления инвестициями. Его задача собрать все предложения префектур и отраслевых департаментов и оценить, насколько они обоснованы. «Очень часто у нас появляются проекты, которые срочны, важны, должны были быть реализованы вчера, но мы редко задаемся вопросом: а есть ли альтернативы? Может быть, можно обойтись без строительства и приобрести нужную услугу на рынке? Или строить, но не за счет бюджетных средств», — поясняет Шаронов. По его словам, агентство должно выполнять функции, которые в мире выполняют investment authorities, т.е. «инвестиционные власти». Его основная задача — полное сопровождение проектов от информационного обеспечения до поддержки бизнеса в «ручном» режиме. «Часто мы перегружаем городской бюджет ненужными задачами и вторгаемся в сферу интересов частного бизнеса, который с удовольствием решал бы их сам», — сетует заммэра. За полгода своего существования агентство сформировало банк инвестпроектов, которые уже реализуются или могут быть реализованы на территории Москвы. На этой неделе его должны представить Сергею Собянину. Как пояснил «ЭВ» начальник управления координации деятельности Комплекса экономической политики и развития (КЭПР) Михаил Прядильников, база состоит из двух крупных блоков. В первый включены типовые инвестиционные проекты социальной направленности, во второй — нестандартные крупные проекты, преимущественно в сфере транспортного строительства и инженерной инфраструктуры. «Практика показывает, что многие инвесторы заинтересованы в строительстве школ, детских садов, медицинских центров, не говоря уже о магазинах шаговой доступности», — говорит Прядильников, уточняя, что на такие объекты в первую очередь претендуют сетевые операторы. В 2011 году на земельные аукционы в среднем заявлялось по 8 участников, на торги по строительству торговых объектов — до 18. «Это отражение инвестиционного голода в столице», — сокрушается Шаронов. Чиновников не смущает, что построенные бизнесом социальные учреждения будут частными. Город сможет оплатить их услуги для населения, но при этом не будет тратиться на содержание и эксплуатацию. Нестандартные инвесткпроекты — это в первую очередь транспортно-пересадочные узлы, парковки, участки метро, линии скоростного трамвая, а также проекты в области ЖКХ и культуры (в частности, по строительству новых зданий для музеев, театров и управлению парковыми зонами). Реализация этих бизнес-идей потребует совершенствования городского законодательства по концессиям и частно-государственному партнерству. «Сейчас разрабатывается региональный закон о частно-государственном партнерстве, аналогичный тому, что уже принят в Санкт-Петербурге. Концепция будет готова летом, а осенью мы вынесем его на рассмотрение Мосгордумы», — сообщил Прядильников «ЭВ». Впрочем, инвесторам не придется ждать старта нового делового сезона. Активизировать привлечение инвестиций в городскую экономику власти намерены уже с мая 2011 года. На одном из последних заседаний ГЗК утвердила целый перечень проектов, которые в ближайшее время выйдут на земельные аукционы, — это паркинги, бани, склады, торгово-развлекательные комплексы и другие объекты, необходимые жителям конкретных территорий. В частности, на торги планируется выставить участок 0,2 га на площади Красных Ворот в ЦАО под строительство подземного гаража площадью 6,7 тыс. кв. м. На юго-западе Москвы в Черском проезде отведена площадка под сооружение банного комплекса. В Юго-Западном округе на улице Горчакова инвесторам будет предложено возвести объект общественного питания, а в префектуре ЮАО в промзоне «Бирюлево» — склад. Также на аукционы будут выставлены несколько участков в подлежащих реорганизации коммунальных зонах. Вдоль Варшавского шоссе для обеспечения новостроек района Щербинка за счет инвесторов планируется построить физкультурно-оздоровительный комплекс, магазины шаговой доступности, общественно-досуговый центр (треть площадей которого займет торговля, остальное — инфраструктура развлечений), торговый и административно-деловой центры. В свою очередь, в коммунальной зоне «Гавриково» развернется строительство административно-делового комплекса (для создания мест приложения труда), гипермаркета на участке 4 га и складских помещений. Эта инфраструктура будет работать не только на «старых» москвичей, но и на жителей «новой Москвы», проживающих в районе улицы Поляны. В КЭПРе отмечают, что уже сегодня город предельно упростил процедуру допуска участников к торгам. От соискателей требуется представить всего три документа: выписку из ЕГРЮЛ, заявку на участие в торгах и платежное поручение о перечислении задатка. Параметры будущего строительства пока утверждаются на ГЗК, но в перспективе эта функция будет передана инвестиционной комиссии, формирование которой, по словам Андрея Шаронова, находится в завершающей стадии. |