фото: Сергей Иванов
«Мы впервые столь масштабно исследовали малый и средний бизнес России. Как лучше было бы организовать процесс сбора данных? Какая должна быть выделена смета на проведение наблюдения? На эти вопросы мы отвечали себе, опираясь исключительно на собственные гипотезы. Тем не менее сегодня можно говорить о том, что российский бизнес все-таки согласился играть с нашим государством в открытую игру», — заявил Суринов в своей вступительной речи, предоставляя слово куратору проекта, начальнику управления статистики предприятий Елене Шустовой. По ее данным, в сплошном наблюдении приняли участие более 4,5 млн предпринимателей (2,9 млн индивидуальных и 1,6 млн юридических лиц). Однако никакого ответа на письма Росстата, в которые были вложены анкеты-опросники, не пришло от 1,7 млн. респондентов. «Большинство их них попросту не были найдены по тем адресам, на которые предприятия были официально зарегистрированы. На этом этапе мы уже можем дать соответствующие рекомендации контролирующим органам», — считает Шустова. Однако некоторые из респондентов, по словам представителей статистического ведомства, сознательно не стали предоставлять отчеты, ссылаясь на то, что подобные документы они уже направили в налоговую. «Бизнес — очень сложный респондент. Наше исследование совпало с увеличением социальных налогов (сплошное наблюдение проводилось в 2010-2011 гг. — „МК“). Эта инициатива правительства оттолкнула от нас предпринимателей. Но как только власти пообещали снова снизить налоги, ситуация несколько изменилась», — рассказывает Суринов. Проблема гарантии конфиденциальности предоставляемой информации, по его словам, стала одной из самых сложных среди тех проблем, с которыми пришлось столкнуться во время исследования. «Наш малый и средний бизнес забывает о том, что Росстат — это не контролирующий орган. Мы выдаем только сводную информацию, поэтому выйти по ней на конкретного респондента невозможно. К сожалению, об этом забывают и наши власти, когда требуют с нас предоставить такие данные. Мы им на встречу никогда не идем», — уверяет Суринов. В общей сложности малый и средний бизнес производит 23,6% от выручки всего российского бизнеса. Занятость на таких предприятий от общих значений составляет 22%. Но вот доля инвестиций, по сравнению с крупными игроками пока крайне мала — всего 8,1%. Окончательная публикаций итогов сплошного наблюдения запланирована на июнь этого года. |