фото: Геннадий Черкасов Изменения в Закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” предлагаются поистине масштабные. Авторы проекта намерены ужесточить подход к лицензированию производства и оборота алкогольной продукции. Законопроект предлагает не только запретить перевозку спирта без обязательного уведомления, но и лицензировать ее — чтобы цистерна со спиртзавода “ненароком” не уехала не туда. Кроме этого, документ обозначает, что неплохо бы привести ставки акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию к единому уровню. Продавцам и покупателям тоже стоит готовиться к нововведениям. Торговцам предлагается получать новые лицензии на работу с хмельным ассортиментом. Некоторым стоит готовиться к переезду: документ намерен ограничить розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива, вблизи детских, образовательных и медицинских учреждений. Также авторы инициативы хотят наделить субъекты РФ правом вводить дополнительное ограничение времени и мест продажи алкоголя и пива. Если закон будет принят, на рынке останутся только крупные компании, уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. “Думаю, 10—15 компаний будут контролировать 75—85% рынка в каждом сегменте”, — отметил он. Эксперт не исключает и роста “черного рынка”: “Он так и будет жить своей жизнью”. “Требование на лицензирование перевозок может привести к подорожанию транспортных услуг”, — полагает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Кроме того, он указывает, что законопроект меняет статус пива, относя его к алкогольной продукции. Но в общем изменения предлагаются не революционные, заключает Шапкин. Не подорожает ли водка в результате принятия этого законопроекта? Об этом “МК” спросил у председателя подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров Госдумы РФ Виктора Звагельского. — Вообще не подорожает, — уверил депутат. — Но я говорю только о легальных производителях. Но ведь есть заводы, которые работают “в третью смену”, за счет неучтенной продукции списывают часть налогов. Это позволяло им снижать себестоимость своей продукции. Усиленный контроль лишит их этого удовольствия. Если закон будет правильно реализовываться, то нормальные производители лишатся конкуренции в виде “левой” водки. Кроме того, у них снизятся расходы на рекламу. Ведь сейчас им приходится тратить огромные деньги, чтобы выделить свой продукт из общей массы, в том числе и сомнительных напитков. — А как же ужесточения правил перевозки, лицензирования? Это не может не сказаться на цене товара! — Законопроект не несет никаких дополнительных расходов для честных производителей. Наоборот, если мы введем лицензирование перевозок — исчезнет “левый спирт”. Если мы предлагаем оборудовать склады — это не значит, что требуется поставить там супероборудование. В любом случае законопроект приведет к укрупнению рынка. Хотя это и неплохо. На мой взгляд, сейчас у нас в 2—3 раза больше производителей алкоголя, чем нужно в России с учетом сегодняшнего потребления алкогольной продукции. — С производителями все ясно, а что же с потребителями? — Законопроект жесткий, но, на мой взгляд, недостаточно в части, касающейся продажи. Тема законопроекта очень резонансная, а год все-таки предвыборный. Так что будет много желающих поучаствовать в его обсуждении. Но все-таки это правительственный законопроект, а не депутатский. Думаю, за 1,5—2 месяца он будет принят в трех чтениях. Мы будем его отстаивать именно в той редакции, в которой он внесен. Тем более, он не станет шоком для отрасли. Проект предусматривает постепенное вступление в силу его норм. Новый закон может вступить в силу в середине 2011 года, за исключением отдельных положений, которые заработают в середине 2012 года. |