Есть две новости: хорошая и плохая. Начнем с хорошей. Тарифы на услуги ЖКХ во втором полугодии не поползут стремительно вверх. Рост будет, но в пределах 12%, уверяет Наталья Ушакова, это закреплено законом. Плохая новость в том, что услуги управляющих компаний по уборке дворов, подъездов и вывозу мусора по-прежнему никак не регулируются. Правда, их теперь обязали оповещать о своих расценках жильцов и утверждать тарифы на общем собрании собственников. Счета за «коммуналку» состоят из двух частей: первая — это оплата потребления воды, тепла, электричества, здесь все четко по тарифам, умноженным на нормы потребления или показания счетчиков; вторая часть счета — это оплата услуг управляющих компаний. Вот тут сценарии могут быть самые разные, потому что законодательно рост цен на уборку подъездов и вывоз мусора не регулируется. Жильцы должны сами разбираться с теми управляющими компаниями, которые завышают цены на свои услуги. «Оплата услуг ЖКХ — это совокупный платеж, сюда входит плата за тепло, воду и водоотведение, газ, электричество, — объясняет руководитель Комитета по ценам и тарифам. — Реально у нас в области для каждого гражданина он не вырастет выше 12%. Мы везде предельный уровень соблюли. Если где-то тепло будет стоить выше — за счет того, что там котельные работают на мазуте, — значит, мы там сделаем более низкие тарифы на водоотведение и так далее. У нас есть предельный индекс, который нам установило Правительство РФ по всей „коммуналке“, и мы его соблюдаем. Например, рост тарифа на электроэнергию составит 6%, сегодня у нас 1 квт.ч стоит 3,38 руб., а будет 3,58 руб. Плата за воду и водоотведение к декабрю 2012 г. не превысит 10%. То же касается и тепла. Тарифное регулирование будет происходить в два приема: в первом полугодии тарифы не менялись, а с первого июля по первое сентября у нас намечен рост цен на 6%, дальше до конца года они вырастут еще на 3,9%. В целом получится почти 10%. Все тарифы утверждены, есть данные по каждому муниципальному предприятию, с информацией можно ознакомиться на нашем сайте. Если в квартире стоят счетчики, тогда этот тариф будет умножаться на показания счетчиков, и плата может отличаться от средненормативных. Если счетчиков нет, то расчет будет производиться по нормам потребления. В этом году нормы потребления не пересматривались и не будут». Единственное «скользкое» место в части платы за потребление воды, тепла и света — это то, как будет управляющая компания делить на всех жильцов дома общее количество потребленного тепла и воды, учтенное общедомовыми приборами учета. Например, в квартире стоят приборы учета, но есть еще приборы учета воды и тепла на входе в дом (вода, например, нужна для мытья подъездов или полива территории около дома, а тепло — на обогрев подъезда, лестниц; нужно электричество для освещения общественных зон). Как делить эти потребляемые всем домом кубометры, киловатты и джоули, закон четко не говорит. И это лазейка для недобросовестных управляющих компаний. Может, тепло уходит через щели в окнах, сломанную дверь подъезда, а вода — через текущие трубы, а платить придется за это жильцам. Другая больная тема: оплата услуг самой управляющей компании и ее партнеров по уборке подъездов, лестниц, дворов, вывоз мусора и т.д. Их расценки законодательно тоже никак не регулируются. «Только собрание собственников может и должно решить, какова будет плата за жилье, — подчеркивает Наталья Ушакова. — По идее, все предложения по уборке, вывозу мусора и прочее должны отбираться на конкурсной основе. А собрание собственников должно утвердить самые привлекательные предложения. В этом году мы рекомендовали с учетом того, что есть еще и муниципальное жилье, чтобы управляющие компании не превышали рост на свои услуги более чем на 12%. Но если в доме только частная форма собственности, они могут наши рекомендации отодвинуть и принять свои решения». Бывает, что жители жалуются, особенно часто задним числом: я не присутствовал на собрании, более того, меня никто не оповестил, что оно состоится. «Теперь принят закон, по которому управляющие компании должны соблюдать стандарт раскрытия информации, — продолжает Наталья Ушакова. — То есть они обязаны оповещать жильцов, что конкретно входит в стоимость платы за жилье. А чтобы закон соблюдался, начиная с 2012 года за этим процессом наблюдает и контролирует его жилищная инспекция. Это нововведение, раньше такого не было. Если жителей ввели в заблуждение, они вправе обратиться с жалобой в муниципальное образование на имя главы, и в течение 5 дней органы местного самоуправления должны проверить достоверность информации, которую предоставила управляющая компания, или провести новое собрание. К сожалению, к управляющим компаниям много вопросов. Если есть инициативная грамотная группа жильцов в доме, она отстоит свои интересы, но чаще люди уезжают на работу в 9 и возвращаются в 9. Им некогда смотреть за тем, как работает управляющая компания». Руководитель Комитета по тарифам и ценам подмосковного правительства также заверила, что, если кто-то из ресурсоснабжающих компаний поднимет тарифы выше установленного, это будет очень серьезное административное нарушение — и последует наказание: «Таких мы штрафуем за незаконно полученную выручку. Все муниципальные образования области уже сдали формы на оплату коммунальных платежей, мы проверили — на данный момент превышений нет. Но вопрос этот с контроля не снимается, у нас есть как плановые проверки, так и по обращениям граждан. Прокуратура тоже проводит свои проверки по сигналам. Так что тарифы на „коммуналку“ под строгим контролем». |