По предварительным оценкам экспертов ОАО «Курорты Северного Кавказа» («КСК») (98% принадлежат правительству РФ, 2% разделены между ВЭБом и Сбербанком), проект поднимет экономику региона к 2020 году более чем в два раза. Специалисты предполагают, что за период реализации создастся от 160 000 до 320 000 рабочих мест. В первоначальном виде в проекте участвовали пять республик — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Дагестан. Буквально месяц назад к ним присоединилась Ингушетия. Финансирование разделено на частное и государственное. Предполагается, что в большей части базовая инфраструктура — дороги, коммуникации, отопление и водоснабжение — обеспечивается госсектором, а строительство отелей, баз отдыха и прочих объектов отошло к частным инвесторам. Вдобавок во всем кластере введена особая экономическая зона, предусматривающая упрощение процедуры оформления участков и введение налоговых преференций для предпринимателей. Например, отмену налогов на землю и имущество, снижение налога на прибыль... Курорт «Архыз» — первая площадка, которая начала свою работу в прошлое воскресенье, запустив канатную дорогу и две горнолыжные трассы. Курорт расположен в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, в двадцати минутах езды от знаменитого архызского источника минеральной воды. Его строительство ведется с июня 2011-го.
Справка
Общий объем инвестиций проекта — 80 млрд. руб. Уже вложено более 2 млрд. 900 млн. руб. Поселок Архыз-1650 будет состоять из пяти гостиничных комплексов. Четыре из них — 3-звездочные на 74 номера каждый, один — 4-звездочный с рестораном на 7 мест. Стоимость номера в зависимости от сезона будет варьироваться от 3000 до 4500 руб./сутки. Общий объем единовременного размещения туристов — 2000 человек. Протяженность канатки — 860 метров. Ее пропускная способность — 1800 чел./час. Кроме первой турдеревни планируется строительство к 2014 году еще шести гостиничных комплексов. Они позволят расширить поток приезжающих до 7000 человек единовременно. По словам гендиректора екатеринбургской строительной компании ОАО «Архыз-Синара» и будущего комплекса «Архыз-1650» Юрия Старкова, прежде чем начать такие масштабные работы, изучался опыт горнолыжных курортов Франции и Австрии. Французские партнеры стали и главными авторами концепции проекта. Уже есть договоренность с местной администрацией о том, чтобы от Зеленчука, Черкесска, Минеральных Вод до самого курорта ходили маршрутные автобусы. «КСК» планируют инвестировать средства в строительство аэропорта. Скорее всего это будет территория Зеленчукского района. При постройке аэровокзала доступность к курортным местам снизится от 230 км до 60–70 км«, — уточняет Старков. Сейчас «Архыз» представляет себой огромный конструктор. Вырытые котлованы, заложенные фундаменты, остовы наметившихся домов на фоне красивейшей природы, потрясающих гор и чистого голубого неба. Пока довольно сложно увидеть за всем этим планируемые благоустроенные пейзажи с виллами, гостиницами и парками. Дорога к будущему курорту идет через мусульманский поселок Архыз. Всего шестьсот жителей, типовое строительство и возвышающая посередине города мечеть. Женщины в платках, гуляющие по улицам городка, спешащие мужчины и много детей. А дальше — обилие горных деревушек с приземистыми деревянными домами. Нас встретили горячими пирогами с сыром и мясом и знаменитым местным кефиром — айраном. После яркого театрализованного выступления местные девушки тщательно смывали в туалете косметику со своих лиц. Когда я спросила, почему, ответили: «А зачем? Не поймут!» Каким бы красивыми ни были местные виды, туристы не приедут сюда, если в регионе будут слышны взрывы и выстрелы. А за прошедший год, по сообщениям прессы, жертвами вооруженных разборок стали 33 человека, 20 из которых убиты, остальные получили ранения. Стоит сказать и о том, что по сравнению с 2010 годом прецедентов стало больше. Здесь до сих пор действуют подпольные вооруженные группы, а силовики продолжают их задерживать. Однако наша группа безо всяких эксцессов передвигались по региону — останавливались где хотели, любовались потрясающими горами, деревнями и заснеженными лугами. Горнолыжный инструктор Саид поспешил подкрепить наши впечатления таким аргументом: «Говорят, отсюда до Чечни всего тридцать километров. Быть может, но на протяжении всего этого расстояния — горы, пики и расщелины. Такой путь преодолеть почти невозможно».
Справка
4,9 млрд. руб. уйдет на возведение жилищного фонда. Эти расходы возьмет на себя частный сектор. На постройку коммуникаций, начиная от трубопроводов, заканчивая дорогами, выделено 3,5 млрд. руб., из которых 1 млрд 150 тыс. уже освоены — эта часть проекта финансируется федеральной целевой программой «Юг России» и реализуется местными властями. 7000 человек единовременно — пропускная способность курорта. 103 000 рабочих мест планируется создать к 2025 году. Следующая площадка, где мы побывали, — курорт «Мамисон». Он будет возведен в Алагирском и Ирафском районах Северной Осетии. Тут еще не заложены даже гостиничные фундаменты — в первоначальный план постоянно вносятся изменения из-за проводимых исследований территории и добавления новых рекреационных земель. Строительство курорта будет проводиться в четыре этапа. Первый из них — Мамисон, второй — гора Козыхох, третий — Кударский перевал и недавно добавленный четвертый — Зарамагский ледник круглогодичного катания. Первый планируется ввести в эксплуатацию в 2013 году. На начальных этапах это будет деревня на 800 мест с четырьмя шестикресельными подъемниками. «По предварительным подсчетам, строительство всего проекта закончится к 2016 году. Здесь будет размещение абсолютно разного уровня и цен — от простых хостелов до пятизвездочных апартаментов. Начальная граница от 1000 рублей за сутки», — рассказывает председатель комитета по туризму и курортному делу Северной Осетии Олег Карсанов. Предусмотрены горнолыжные трассы разного уровня, как для профессионалов — фрирайд, хелиски, так и для начинающих, а еще планируется переоборудование автовокзалов в Беслане и Владикавказе, расширение бесланского аэропорта и постройка нового недалеко от Мамисона. Осетия, как и весь горный Кавказ, поражает красивыми пейзажами. А Владикавказ располагает к себе уютной, совсем не столичной атмосферой. Старинные особняки, оставшиеся еще с XVIII века, придают городу особый колорит. Северная Осетия вообще самая «спокойная» из республик региона. За прошедший год там в вооруженных конфликтах пострадали 14 человек (4 убиты, 10 ранены). Для сравнения: в Дагестане речь идет о 900 убитых и пострадавших. Как уверяет председатель Комитета по туризму и курортному делу региона Олег Карсанов, все разрабатываемые курортные площадки области находятся в наиболее безопасной зоне. «Сейчас привлекаются специалисты мирового уровня, чтобы создать безопасную среду для гостей республики. Плюс закупается оборудование, в том числе камеры наблюдения. Предполагается, что по всей территории Осетии создастся целая сеть, с помощью которой будут отслеживать ситуацию и в общественных местах», — говорит Карсанов. А для патрулирования территорий с воздуха даже специально приобрели вертолет.
Справка
100 с лишним млрд. руб. — примерный объем инвестиций проекта. Из них 73 млрд. руб. — бюджетные деньги, 30 млрд. — инвесторы. 10 лет — срок начало работы, 15 лет — срок окупаемости. 3, 639 млдр. руб./год — приблизительная прибыль. 28 000 человек — общая вместимость курортов, из которых 20 000 — «Цори», 8000 — «Армхи». Последний регион, где мы побывали, — Ингушетия. По проектному плану там курорт «Цори», расположенный в Джейрахском и Сунженском районах, и курорт «Армхи» — на территории Джейрахского района. Курорты находятся на расстоянии около 45 км друг от друга. Это позволит связать туристической сетью западную и восточную части республики и обеспечить развитие транспортной инфраструктуры в целом. «Цори» — более масштабный проект по сравнению с «Армхи», международного уровня, в него планируется вложить порядка 71 млрд. руб. В «Армхи» — 29 млрд. руб. Привлекать к строительству планируем турецкие компании, поскольку наши регионы близки по климату«, — рассказывает председатель комитета по туризму Ингушетии Батыр Мальсагов. В «Цори» планируется создание 16 трасс разной сложности. Под них построят 12 канатных дорог. В «Армхи» для четырех склонов возведут столько же подъемников. Кроме того, в «Цори» хотят сделать экстрим-парк и лыжно-биатлонный комплекс, включающий в себя стадион и стрельбище. А на высоте в 1700 метров появится летний гольф-клуб. Он будет расположен между двух склонов на территории в 18 га.
На въезде в Ингушетию — длинная пробка около границы и огромное количество вооруженных людей. Камуфляж, бронежилеты и разгрузки с полными магазинами. Каждую машину досматривали, у пассажиров и водителей проверяли документы. Часть ребят с оружием оказалась... нашей охраной. А на протяжении всего пути до гостиницы то и дело встречались блокпосты с такими же вооруженными до зубов военными. Иногда мимо проезжали танки, а посередине дороги красовались бронетранспортеры — техника стоит на границах между районами, где часто появляются боевики. Ребята-гиды из Назрани по ходу поездки показывали «места былой славы» боевиков: «Вот, вот тут видите? Там убили того, а там вот, недалеко, убили другого!» В горах иногда можно было увидеть камни с вырезанными на них номерами дивизий и временем их дислокации. Колоритно среди горного массива смотрелась небольшая табличка с надписью «Минное поле»... За 2011 год от вооруженных конфликтов в Ингушетии пострадали 108 человек, 70 из которых убиты. Есть случаи похищения и исчезновения людей. Но количество жертв по сравнению с позапрошлым годом снизилось, тогда их число зашкаливало за 300. По словам местных жителей, относительным миром они наслаждаются совсем недавно, всего полтора года. Но даже этот короткий срок дал возможность почувствовать резкую разницу между миром и войной. Выбивалось из общего контекста впечатлений посещение столицы, Магаса. «Город солнца» (в переводе с ингушского) выстроен на пустыре за короткий период времени. Новенькие, еще не заселенные жилые дома, административные здания, дороги и вся инфраструктура. Красиво, уютно и очень чисто. Здесь пока живет всего 1000 человек, но через некоторое время планируется заселить его полностью.
При неспокойных внешних атрибутах времени нас встретили очень радушно. Вкуснейшая кавказская кухня, танцы, гостеприимные хозяева и местный юмор. К слову сказать, алкоголь здесь если не запрещен, то не приветствуется. Нас как дорогих гостей все же встретили несколькими бутылками вина, но к ним, видя отношение хозяев, мало кто притронулся. Про юмор стоит сказать отдельно. Так как Чечня и Ингушетия — соседствующие республики, среди местного населения ходят шутки как про Рамзана Кадырова, так и про Юнус-бека Евкурова. Из этических соображений местного главу трогать не стали и травили байки про чеченского. Рассказали, к примеру, как в одном из интервью Кадыров обмолвился о том, что теперь хорошо знает русский язык. И тут же добавил: «Я могу говорить на нем часами, двумями, тремями». Ключевой вопрос: захотят ли туристы ехать на Северный Кавказ? Среди любителей и профессиональных путешественников бытуют разные мнения. Одни поедут сюда ради любопытства, посмотреть склоны, других не заставишь ни под каким предлогом... По словам 21-летнего Константина Колесникова, профессионального сноубордиста, он уже был на Эльбрусе и хотел бы попробовать покататься и на других трассах Кавказа: «Я не боюсь туда ездить. Не боятся и иностранцы. Я видел там американцев, они приезжали компаниями на несколько дней, чтобы заняться альпинизмом. Были там и европейцы. Так что говорить о том, что они массово боятся за свои жизни и катаются только в благополучной Европе, нельзя». Константин рассказал, что недавно в Ингушетию поехали его друзья. Там открылся частный сноубордистский лагерь, и ребятам было любопытно попробовать новые трассы... «Я, как и мои друзья, на Кавказ не поеду. Не отпущу я и своего сына. Там небезопасно. Я далеко не миллионер, но могу накопить на заграницу и насладиться спокойным отдыхом. Тем более та же Франция все равно выйдет дешевле, чем отдых в России», — высказывает свое мнение 35-летняя Алла, катающаяся на лыжах семь лет. По словам Аллы, у нее много знакомых иностранцев, и она частенько интересуется их мнением по поводу России. «Они ни за что не приедут в Ингушетию, Дагестан или Осетию. Им страшно иногда приезжать в Москву, про какой Кавказ может идти речь?! Они боятся всех этих конфликтов до ужаса». К ней присоединяется и 40-летний москвич Алексей. По его словам, максимум, что они с друзьями-лыжниками могут себе позволить, — это покататься большой компанией летом на Эльбрусе. Место там для них наезженное, но двигаться дальше они не хотят: «В другие регионы ехать страшновато». А вот что думает по поводу перспектив Кавказа директор одной из старейших российских фирм, занимающихся внутренним туризмом, Сергей Зенкин: — Сейчас туда не будет массовых поездок, но к тому времени, когда кластер заработает, люди решатся на такой шаг. Большую долю будущих клиентов составят жители юга России. Многие уже имеют свои «насиженные места» и каждый год ездят на Кавказ. Кроме того, они знают реальную обстановку и смогут просчитать риски. Полагаю, что первыми после открытия туда отправятся люди среднего и старшего возраста, которые там бывали еще в советские времена. А вот молодежь поедет только в том случае, если увидит привлекательные цены. По словам Зенкина, маркетологам региона очень важно просчитать как ценовую политику, так и рекламную составляющую: «За стоимостью туров придется следить очень плотно. Она должна быть на 15% меньше цены европейских горнолыжных путевок. Кроме того, первое время нужно будет продумать систему скидок для того чтобы привлечь людей». Реклама же должна отражать реальную обстановку в республиках, рассказывать о низких ценах, хорошем сервисе и территориальной доступности. Иначе о жизни курортов кластера, о восполнении потраченных расходов и получении инвестиций даже заикаться не стоит... |