Бензонасос для наших карманов

Бензонасос для наших карманов







27 экспертных групп окончательно переработали стратегию-2020. В «РИА-Новости» руководители проекта: Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства и госслужбы, и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, прокомментируют итоги своей работы. Документ многостраничный — почти 900 страниц. И обсуждать его различные положения, а главное — их реализуемость, будут еще долго. По крайней мере, до формирования в мае нового правительства. Однако уже сейчас привлекает внимание ряд спорных моментов Стратегии, неизбежно приводящих к резкому росту внутренних цен на бензин.

В главе «Налоговая политика» отмечается: «Действующие в настоящее время экспортные пошлины, помимо субсидирования российской нефтепереработки, поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. В случае отмены экспортных пошлин внутренние цены на нефть и нефтепродукты повысятся до уровня мировых минус средние затраты на транспортировку на экспорт, поскольку именно такой уровень внутренних цен будет обеспечивать равную эффективность поставок на внутренний и внешний рынок».

Если перевести с академического языка на общеупотребительный, то авторы Стратегии предлагает следующее. Вместо двух основных для нефтяников налогов (если не считать еще и налог на прибыль) — налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины в бюджет будет поступать только НДПИ. Но его ставку резко увеличат — на величину отмененной пошлины. Считается, что после этого нефтяникам будет все равно, где продавать свою продукцию — за бугром или в России. Но только с одной поправкой — цены на бензин придется отпустить в свободное плаванье, без всяких там вмешательств ФАС с ее многомиллиардными штрафами за ценовые сговоры.

Такая рокировка неизбежно приведет в нынешних условиях к резкому росту цен. Пока сохраняется напряженность вокруг Ирана (а она будет долгой) цены на нефть будут колебаться в пределах $120–130 за баррель. А значит, и средние цены на бензин в странах — потребителях российской нефти — в Евросоюзе — будут достигать 1,5–2 евро за литр. То есть в России в этом случае за литр горючего придется платить 50–60 рублей. Как говорится, приехали. О каком тогда экономическом росте можно тогда говорить. Да с социальным миром придется надолго распрощаться. Кстати, в Стратегии-2020 такой финал вполне предполагается. Поэтому замену экспортных пошлин увеличенным НДПИ планируется делать не сразу, а постепенно. В течение ряда лет.

Но зачем же такие мучения? Кому они нужны? В Стратегии говорится о многих положительных моментах нововведения: росте глубины переработки нефти на отечественных НПЗ и, соответственно, качестве выпускаемого ими бензина, увеличении энергоэффективности экономики и прочем. Даже говорится, что отмена пошлин находится в общемировом тренде замены налогов на выручку налогами на доход. Это более современно.

Но все же ларчик открывается куда как проще. Буквально одной фразой из Стратегии. Если бензин в России станет дороже минимум в два раза, значит, его будут меньше потреблять, то есть экономить. А тогда, как утверждается в Стратегии-2020, «это позволит высвободить дополнительные ресурсы нефти для ее экспорта»! Зачем слезать с нефтяной иглы, если сидеть на ней так приятно и комфортно. А потребители пускай за этот комфорт заплатят по полной производителям и власти.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей