фото: Геннадий Черкасов
Международное агентство социологических и маркетинговых исследований (МАСМИ) провело общероссийский опрос, в котором приняли участие 3500 жителей российских городов старше 16 лет. Статистическая погрешность не превышает 1,6%. Россияне ответили на вопрос: «Каким образом изменились бы ваши расходы, если бы ваши доходы уменьшились в 2 раза? Вы стали бы меньше тратить на…», и далее следовал список различных статей семейного бюджета, из которого респонденты могли выбрать любое количество ответов. Большинство опрошенных назвали 2/3 статьи экономии. Однако каждый пятый опрошенный затруднился с ответом на этот вопрос. Примерно столь же людей готовы в первую очередь экономить на еде или одежде, и лишь 16% готовы сокращать траты на путешествия. Высокий процент людей, не знающих, на чем можно сэкономить, вполне ожидаем среди молодежи 18-24 лет (25%) и студентов (30%). Ведь у этой аудитории невелики доходы и отсутствует житейский опыт. К тому же велика доля затруднившихся с определением статей экономии семейного бюджета в городах с населением менее 100 тыс. человек (23%). Можно предположить, что уровень дохода в этих населенных пунктах столь низок, что люди уже не представляют, в чем же еще себе можно отказать. В городах с населением свыше 500 тыс. человек таких «не определившихся» 16%. Меньше всего затруднений с вариантами экономии семейного бюджета – в семьях со средним достатком. Представители низкодоходных семей позволяют себе так мало, что экономить им, видимо, не на чем. Если смотреть по географическим показателям, то, как выяснилось, лучше всего выживать умеют жители Сибири и Урала. А вот среди жителей Северо-Западного и Дальневосточного Федеральных округов процент людей, которые не могут назвать приемлемый для себя способ экономии, рекордно высок – более трети населения. |