Причиной резких поступков стал конфликт вокруг действий Росгосстраха. Этот страховщик стал фактически торговать талонами. Физически техосмотр автомобиля не проводился, но полис ОСАГО выдавался. Выдавался и талон техосмотра: эти два документа по действующим правилам не существуют один без другого. Однако в талоне не было подписи эксперта, а с клиента брали письменное обязательство в течение трех месяцев осмотр все-таки пройти. Многие страховщики были возмущены таким порядком работы. Виталий Княгиничев, директор розничного бизнеса «Ингосстрах»: «Процедура, придуманная Росгосстрахом, перекладывает ответственность на владельца. Выдается талон без подписи эксперта. Если произойдет ДТП и все вскроется, отвечать будет автовладелец, а не страховая компания». Некоторые участники рынка публично заявили даже о «мошенничестве компании». Но компания им ответила, что законов не нарушала, а за такие заявления можно и под суд пойти. И действительно не нарушала, поскольку вступивший в действие закон № 170 ФЗ формально такие действия не запрещает и ответственности за них не предусматривает. А положения, по которым действующие подобным образом компании все-таки можно было бы привлечь к ответственности, вступают в силу лишь с 1 января 2013 года. Да и то ответственность будет чисто теоретической: ну написано в законе «выдача талона техосмотра без фактического осмотра транспортного средства недопустима» — и что? Как и во многих законах, недопустимость лишь декларируется, без указания конкретных механизмов ее пресечения. По оценкам страховщиков, сегодня от 30% до 50% участников рынка в той или иной мере используют схемы простой торговли талонами. Потому что это дешевле, чем тратиться на оборудование и платить зарплату людям, проводящим осмотр. И как всегда, активнее всего схему используют те, кто громче всех кричит о мошенничестве. Но суть техосмотра от этого выхолащивается. Ведь идея в том, чтобы не допустить на дорогу опасный рыдван, например, с негорящими фарами. Но если у этого рыдвана есть и полис ОСАГО, и (купленный!) талон техосмотра, то убрать его с дороги нельзя: пусть создает аварийные ситуации. Доля ДТП, возникших из-за неисправности автомобиля, сейчас составляет всего 0,34%. Теперь страховщики предрекают ее рост в десятки раз. Разумеется, государство не может здесь оставаться в стороне. 27 января в Минфине состоялось закрытое совещание под председательством заместителя министра финансов Алексея Саватюгина. Обсуждались различные варианты разрешения конфликта на законодательном уровне. Вступивший в действие закон трогать не будут. Власти склоняются к идее «оторвать» талон техосмотра от полиса ОСАГО, разделить документы. Источник в Минфине, пожелавший сохранить анонимность, сообщил: «Конфликт надо гасить законодательно, на этом сошлись все. Отрыв талона от полиса — лишь одна из обсуждаемых идей, но пока она побеждает. В этом варианте обязанность пройти техосмотр перекладывается на автовладельца. Не хочет — не надо, может пройти формально: страховая все равно выдаст „отказчику“ действующий полис ОСАГО. Но если по причине неисправности автомобиля произойдет ДТП, страховщик после выплаты возмещения будет вправе выставить регрессивный иск на всю сумму выплат». Конфликт погасят бюрократически. Регрессивный (обратный) иск—это требование заплатить к третьему лицу. В данном случае таковым объявляется владелец транспортного средства. Можно предположить, что страховщики будут пользоваться новым правом весьма часто. Например, чтобы при малейшей неисправности автомобиля не заплатить по страховке. Зная об этом, автовладельцы будут сами настаивать на всеобъемлющем прохождении техосмотра. Ездить с «купленным» талоном станет рискованно, себе дороже. Минфин собирается принять решение и выйти с законодательной инициативой до середины февраля. |