Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон: «Газель» - лучший продукт для тех, кто хочет зарабатывать деньги»

Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон: «Газель» - лучший продукт для тех, кто хочет зарабатывать деньги»

Как варяг на нижегородском автозаводе порядок навел

Так уж сложилось, что к российскому автопрому наше общественное мнение традиционно относится скептически. Однако есть в России компании, которым удается добиваться признания потребителя и работать на перспективу. Горьковский автозавод в последние два года буквально восстал из пепла и укрепляет свои позиции. А сотворила чудо команда под руководством заморского специалиста - шведа Бу Инге Андерссона, ставшего в самый разгар кризиса президентом «Группы ГАЗ». Именно с ним «Комсомолка» решила поговорить о будущем российского автопрома.

«НАША ЦЕЛЬ - СДЕЛАТЬ ГАЗ ИГРОКОМ МИРОВОГО УРОВНЯ»

- Как вас угораздило попасть в Россию?

- Меня пригласил Олег Дерипаска (ГАЗ входит в его группу «Базовый элемент». - Ред.), который и в кризис не отказался от необходимости модернизации моделей и технологий. Это было в феврале 2009 года. Помню, взял отпуск на несколько дней и приехал из США в Нижний Новгород. Посетил завод, поговорил с менеджерами, дилерами, поставщиками и решил. Это был серьезный вызов для меня - и я его принял.

- Какие задачи перед вами поставили?

- Главная цель - сделать так, чтобы ГАЗ стал игроком мирового уровня. А это значит, во-первых, наладить конкурентное производство. Во-вторых, выстроить отношения с клиентами, чтобы постоянно совершенствовать продукцию. Ну и в-третьих, зарабатывать, чтобы обеспечить развитие предприятий, нормальную заработную плату, условия работы сотрудников.

- Для россиян ГАЗ - не просто завод. Это культовое предприятие, один из символов страны. А чем живет завод сегодня, каким будет его завтрашний день? Можете сказать в двух словах?

- Культовый статус газовских автомобилей мне очень понятен. Я сам восхищаюсь формами и техническими решениями «Волги» ГАЗ-21. Это один из самых красивых и гармоничных автомобилей, которые я видел. Существует огромное количество поклонников марки и клубов любителей газовских машин. Мы с ними сотрудничаем. Помогаем издавать книги по истории ГАЗа. Сейчас занимаемся реконструкцией музея истории завода.

Сегодня ГАЗ - крупнейший в стране производитель коммерческой техники, занимает более 50% рынка легких и средних грузовиков. В этом году мы продадим больше 100 тысяч автомобилей. Рост по сравнению с прошлым годом примерно на треть. Это хороший показатель, хотя если бы не мировые макроэкономические проблемы, наш рост был бы еще сильнее.

ГАЗ завтра - это по-прежнему крупнейший производитель коммерческих автомобилей в СНГ и в Восточной Европе. Это новая модель «Газель Next», новая линейка сельскохозяйственных автомобилей «Ермак», новый среднетоннажный грузовик. Продажи не только в России и СНГ, но и в Восточной Европе, Азии.

- У вас амбициозные планы, а откуда будете брать средства для их реализации? Главный продукт завода - «Газель». И хотя она стала именем нарицательным как самый массовый коммерческий автомобиль, было очень много нареканий, что эти машины не очень надежны…

- «Газель» действительно имя нарицательное. Автомобиль так же популярен, как в свое время знаменитая полуторка. И да, наряду с популярностью модель тянула за собой не всегда позитивный имидж.

Однако это не какая-то специ-фическая проблема российского автопрома. Уже несколько лет мы системно работаем по искоренению недостатков. Прежде всего наладили диалог с потребителем и поняли, что конкретно его волнует. Проанализировали, составили перечень первоочередных изменений и внедрили их в производство. Получилась «Газель БИЗНЕС» - автомобиль, популярность которого на рынке превзошла наши ожидания.

Потом взялись за силовые агрегаты. Поставили газово-бензиновый и дизельный двигатели. Собственно, мы запустили процесс дизелизации российского рынка легких коммерческих автомобилей. Доля дизеля на российском рынке выросла вдвое в течение этого года - только потому, что ГАЗ начал общероссийские продажи этой модели.

Третий этап, уже в этом году, - оцинковка основания и модернизация процесса окраски. Боремся с коррозией и повышаем вторичную стоимость автомобиля. Повышаем комфорт: кондиционер и другие опции.

Но главное - что процесс изменений носит системный и непрерывный характер. Мы ежедневно на конвейере обсуждаем проблемы, предлагаем решения, каждый день что-то улучшаем или меняем.

- Но и конкуренты ведь не дремлют. На улицах уже полным-полно маршруток-иномарок. Как с ними боретесь?

- «Газель» - это прежде всего машина для зарабатывания денег клиентами. Я провел много времени, общаясь с нашими покупателями. И я убежден, что «Газель» - лучшая машина, если вы хотите заниматься транспортным бизнесом и зарабатывать на этом. У нее самые быстрые сроки возврата инвестиций, самая дешевая стоимость обслуживания, самые низкие периоды простоев. Собственно, наши продажи подтверждают это.

- За последний год вы заключили соглашения о сотрудничестве с тремя лидерами мирового автопрома - Volkswagen, GM, Daimler, да еще и с несколькими производителями автокомпонентов. Что дадут ГАЗу эти проекты?

- Судите сами, у нас одно из самых развитых производств в России, плюс опытные специалисты. Эти контракты позволяют нам модернизировать и загрузить мощности, заработать деньги, которые мы направим на развитие собственного модельного ряда. Мы также планируем глубокую локализацию производства, в том числе автокомпонентов. В рамках совместных проектов мы привлечем инвестиции, обучим наших работников лучшим практикам мирового автопрома. Это сложный процесс, который не делается за один день, но будет иметь очень большое значение для развития ГАЗа.

- Когда вы пришли на ГАЗ, что в первую очередь поменяли?

- Я ввел следующую практику. Каждый день в 8 часов утра мы устраиваем короткое совещание на заводе и определяем основные цели. Какой у нас план по производству на сегодня? Какой план по качеству? По закупкам? По продажам? А в 5 часов вечера подводим итоги, чего мы достигли. Мы делаем это каждый день на протяжении 2,5 года.

Кроме того, за два года мы создали довольно простую систему измерения эффективности для всех наших сотрудников. Возьмем рабочего на производстве. Ему поставлены четкие цели по качеству. В этом году наша задача - на 20% сократить доработки, то есть исправление брака. Плюс хотим повысить производительность на 15%. Для этого операторов конвейера постоянно просим рисовать схему, как они работают.

- А какой интерес рабочему повышать свою эффективность?

- Мы внедрили программу участия в прибыли компании. И по результатам работы в прошлом году почти 1,4 млрд. рублей выплатили сотрудникам. При этом 70% из этого - рабочим, 30% - менеджерам. Чтобы помочь людям быть более продуктивными, нужны показатели эффективности. Ясно, что если люди могут управлять своей зарплатой, они с радостью делают это. Еще одна задача, над которой мы упорно работаем, - это улучшение бытовых условий на заводе: туалеты, душевые, камеры хранения, столовые.

Зарплата в среднем увеличилась на 15% в этом году. Это означает, что люди получили прибавку от 2 до 25%. И самую большую - именно рабочие на производстве. Когда я только пришел на завод, то был очень удивлен, что быть менеджером в офисе (который фактически обслуживает основное производство) считалось более престижным. Сейчас этот стереотип меняем.

- В России всегда было такое отношение к варягам: мол, они придут и все сделают, как надо. Это оправдало себя на примере с Гусом Хиддинком. Вы верите в то, что у вас получится из нашего автопрома сделать конфетку?

- Самое главное - надо понимать, что нужно клиентам. У нас огромный потенциал для роста, важно правильно приложить усилия. Ну и второе - надо верить в себя. В России часто что-то не делается, потому что люди заранее боятся, что ничего не получится. Это не так. Мы можем и будем делать продукцию мирового уровня.

- Вы живете в Нижнем Новгороде уже 2,5 года. Чувствуете там себя как дома?

- Мне 56 лет. Я покинул дом, когда мне было 18. И это моя 25-я должность. Так что везде, где бы я ни работал, я чувствую себе как дома. Тем более что север Швеции, откуда я родом, очень похож на Россию.





Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон: «Газель» - лучший продукт для тех, кто хочет зарабатывать деньги»



Ключевые изменения в «Газели Бизнес»



ИЗ ДОСЬЕ

Бу Инге АНДЕРССОН, президент «Группы ГАЗ».

Родился в 1955 году. Карьеру в автопроме начал в 1987 году менеджером в шведской компании SAAB (входит в американский концерн General Motors). В 1990-м стал вице-президентом компании по закупкам. А еще через три года переехал в США, в головной офис GM, где работал на различных руководящих должностях по направлению международных закупок комплектующих. В 2001 году Андерссон стал вице-президентом GM Group по глобальным закупкам и работе с поставщиками.

В 2009 году Андерссон переехал в Россию, где стал президентом «Группы ГАЗ». В марте 2011-го он стал победителем в номинации «Лучший руководитель 2010 года в российской автомобильной отрасли» на международном автомобильном форуме, учрежденном Институтом Адама Смита. А в сентябре 2011-го получил престижную европейскую премию на автомобильной выставке во Франкфурте за достижения в обновлении продуктового ряда «Группы ГАЗ» и позитивные финансовые результаты.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей