Как торговцы объясняют рост цены на хлеб? Как передает РИА “Новости”, тем, что в минувшую субботу компания “Владхлеб”, основной хлебопроизводитель региона, увеличила отпускную цену на самый популярный сорт хлеба “Подольский” на 13%. То есть на 1,2 рубля. Представитель хлебопекарной компании оправдался еще раньше: по его словам, виноват рост цен на муку. Которая, как мы все уже знаем, дорожает из-за того, что засуха погубила урожай пшеницы. Смущает только маленькая деталь: отпускная цена завода выросла на рубль двадцать, а розничные цены — как минимум на три. Если пересчитывать в процентах, то все правильно: хлебопеки подняли цену на 13% — ну и магазины на столько же. Только вот никто не объяснил, почему это магазины считают в процентах. Хорошо, лишние 1,2 рубля они отдали производителю. А остальные 1,8 рубля на что пошли? В городе, где я выросла, на любой окраине можно было встретить небольшую нефтяную вышку с качающимся наподобие качелей коромыслом незамысловатого насоса. Называли эти вышки “качалками” и страшно завидовали жителям близлежащих домов: они всегда имели бесплатный “самопальный” бензин. Рассматривая итоги работы в этом году потребительской торговли и банков, можно смело ставить их эмблемой эту “качалку”. Ведь что по сути представляет наша розничная торговля? Посредников. Причем посредников ленивых и жадных. До кризиса можно было брать в западных банках дешевые кредиты, открывать на них все новые магазины, расплачиваясь из маржи. Маржа, в свою очередь, получалась незамысловато: надо было найти поставщика подешевле да поставить торговые точки там, где можно продать закупленное у него подороже. Продать не дороже, а больше — эта стратегия считалась высшим пилотажем, овладеть которым смогли разве что иностранные, да выбившиеся к ним в калашный ряд крупные отечественные ритейлеры. В кризис все эти “стратегии” пошли туда, куда им и дорога, однако уже в этом году ритейлерам пришла в голову “гениальная” мысль. Совершенно необязательно даже искать места, где можно продать дороже. Достаточно сказать, что завтра все подорожает — и поднять цены сегодня. Если это сделают все, деваться покупателям будет некуда. Эта незамысловатая двухходовка явно была опробована летом, одобрена и принята на вооружение. Теперь любое событие, от наступления зимы/весны/лета/осени до восхода/захода солнца, сопровождается мощной кампанией в СМИ о неизбежности подорожания всего и намного. Особое спасибо ФАС и Минэкономразвития, сумевших убедить торговлю в безнаказанности подобного поведения. Когда в Законе о торговле прописывали, что государство вмешивается только после 30%-ного подорожания, эксперты смеялись. Когда после 60%-ного подорожания гречки чиновники меланхолически заметили, что рост цен нельзя останавливать, так как он связан с объективным фактором, было уже не до смеха. Стало понятно, что пресловутый Закон о торговле может играть роль дубинки в конкурентной борьбе, может служить монополизации торговли и поставщиков — но служить защитой покупателям от ценового беспредела он не будет. Кстати, среди экспертов ходят упорные слухи, что “гречишную истерию” устроил ряд оптовиков ради того, чтобы выгодно продать в Центральной России небывалый урожай гречихи с Алтая. Так, для справки: в сентябре гречка на Алтае закупалась по 50 рублей за 1 кг и с тех пор цены не растут. На прилавках гречка гораздо дороже. Что в результате? Не только опустевшие карманы граждан. Сама система торговли, как система производителей, поставщиков, обработчиков и продавцов, упрощается до системы “качалки”: здесь взяли подешевле — туда сплавили подороже, при возможности отщипнули по дороге кусочек. Вся система превращается в гигантскую цепь посредников, где главной задачей становится не дать предыдущему звену (а особенно производителю) выйти на твой уровень. А главной целью — убедить всех, что завтра будет дороже. В этой системе никто не будет считать расходы и ломать голову, как сэкономить три копейки, изменив логистику поставок. Зачем, если достаточно накинуть к цене тот же процент, что и предыдущее звено посредников? Впрочем, даже эту незамысловатую схему торговля придумала не сама. Первыми ее опробовали наши банкиры. Ведь как было устроена докризисная розничная банковская сеть? Брались дешевые кредиты в западных (чаще, на самом деле, в японских) банках, которые в России раздавались задорого. Все, что было нужно, — купить хорошую скорринговую программу, которая отбирала наибольшее количество заемщиков, не “кидающих” банк в первые полгода. За это время, благодаря хитрой системе аннуитетных платежей (это когда все проценты платятся вначале, а само тело долга потом) “отбивались” все затраты, дальше шла уже чистая прибыль. Однако банковская “качалка” сломалась надолго. Получить деньги на Западе под потребительское кредитование сейчас нереально, а иных источников дешевых денег нет. Государство дает скуповато и требует за свои деньги выдавать кредиты тем и там, где считает нужным. Заработать на вкладах населения можно лишь сущие копейки. А больше наши банки делать ничего не умеют. Это западные банкиры инвестируют в бизнес, в том числе в инновации, кредитуют реальное производство, играют на фондовом рынке. Наши так напрягаться не хотят. И вот уже Герман Греф, глава Сбербанка, говорит, что такие низкие проценты держать нельзя, надо бы повысить. Из чего нетрудно сделать вывод, что со следующего года начнется кампания под лозунгом “поднимем кредитные проценты до уровня инфляции”. Что они и сейчас вдвое-втрое выше, вряд ли кого смутит. И, разумеется, проценты по депозитам никто не бросится “подтягивать”. Удастся ли банкирам наладить “качалку”, где месторождением станут не западные банки, а карманы населения? Не факт. Конкуренция здесь большая: “качать” из этого источника намерены и торговля, и ЖКХ, и много кто еще. А зарплаты, как известно, растут не так чтоб очень быстро. Одно, к сожалению, можно прогнозировать точно. Ни в области финансов, ни в области торговли или “коммуналки” не стоит ожидать ни большего удобства, ни лучшего качества. Заниматься этими вещами посредники-“качалки” не будут никогда. А никого другого, кроме них, у нас нет. |