Секрет “немецкого чуда”

 Секрет “немецкого чуда”

В мелких и средних фирмах занято свыше 70% всех работающих немцев. Как говорят специалисты, таких показателей нет ни в США, ни в Британии. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии составляет 46,7%. Так что не только промышленные гиганты определяют лицо немецкой экономики. Ее основу составляют мелкие предприятия, на которых трудится до 9 человек. Здоровая конкуренция обеспечивает экономический порядок, а создание новых предприятий дает людям работу, а казне — доход.

Поддержка мелких предпринимателей традиционно стоит в числе приоритетов экономической политики страны. То, как в Германии поддерживают малое и среднее предпринимательство, можно сказать, является примером для всей остальной Европы. Надо сказать, что еще в середине позапрошлого столетия в Германии создавались сберегательные и кооперативные банки, чтобы помочь малым предпринимателям выстоять перед лицом надвигающейся индустриализации.

Государство реально заинтересовано в развитии малых и средних форм бизнеса. Получить стартовый капитал начинающим бизнесменам помогает государственный банк KfW, выдающий льготные кредиты на создание малой или средней фирмы. Ежегодно банк выдает в кредит малым и средним предприятиям около 15,5 миллиарда евро. Половину коммерческого риска берет на себя государство. Особые программы есть для начинающих бизнесвумен. Даже было создано специальное агентство, помогающее женщинам, идущим в малый бизнес, ориентироваться в новом для них деле.

Министерство экономики Германии создало интернет-сайт, на котором владельцам малого и среднего бизнеса можно получить квалифицированный совет специалистов, бесплатно скачать пакет программного обеспечения для составления бизнес-плана и т.д.

Поддержка малому бизнесу со стороны государства может носить прямой характер. К примеру, в виде субсидий или надбавок. Или же в виде льготного кредитования с низкой процентной ставкой и на длительный период (причем минимум на первые два года предприятие освобождается от всяких выплат).

И все-таки приоритет отдается самостоятельности бизнеса, а не государственной поддержке. Вмешательство “сверху” в экономические процессы происходит лишь в той мере, в какой частный сектор нуждается в нем. Например, если малый бизнес оказывается не в состоянии приспособиться должным образом к условиям деятельности и общественным требованиям. Или если ему мешают недостатки экономического развития.

Для поддержки ремесленной сферы германские власти предпринимают нестандартные меры. К примеру, два года назад, в разгар кризиса, был принят закон, позволяющий списывать с налогов значительную часть платы за услуги ремесленника. Естественно, потребители стали гораздо охотнее прибегать к легальным услугам сантехников, маляров, электриков.

Сказать, что существование немецкого малого бизнеса абсолютно безоблачное, было бы явным приукрашиванием. Проблем — и немалых, по германским меркам, — хватает. Особенно по нынешним временам. Это и ценовой демпинг, усилившийся в связи с кризисом. Во-первых, сбивают цену конкуренты. А во-вторых, и потребители тоже стремятся снизить цену за те или иные услуги.

 Секрет “немецкого чуда”

Встает перед мелкими фирмами и кадровая проблема. Приток новых молодых специалистов у небольших фирм в последние годы снижается. Молодежь не слишком охотно идет в такие сферы, как ремесленничество. Есть и проблемы с кредитованием малого бизнеса, что связано прежде всего с кризисом банковской системы.

Глобальный кризис, конечно, чувствительно ударил по немецкому “Миттельштанду”. Правда, не так сильно, как банки или крупные компании, ориентированные на экспорт. В январе 2009 года Ангела Меркель провела встречу с представителями малого и среднего бизнеса, обсуждая с ними вопрос поддержки этого сектора германской экономики в кризисных условиях. Речь шла помимо прочего об обеспечении малых и средних предприятий кредитами, а также сохранности рабочих мест в условиях кризиса.

На фоне мирового кризиса в Германии были созданы новые финансовые структуры, нацеленные на субсидирование бизнеса. В частности, был создан фонд Deutschlandfond, который помог многим малым предприятиям пережить тяжелые времена.

В кризисную пору выросло число микрокредитов (в Германии к ним относятся суммы до 25 тыс. евро) мелким и средним фирмам, представляющим прежде всего ресторанный, парикмахерский, ремонтный бизнес. В банках, работающих по программе стимулирования малого и среднего предпринимательства, такие кредиты выдаются под 4—6% годовых (для сравнения: в России — 18—20%), что в несколько раз меньше обычных кредитов.

В Германии малый и средний бизнес, несмотря на глубокий экономический кризис, считается прибыльным. Причем, как сообщает Deutsche Welle, наиболее успешными оказались фирмы, число сотрудников которых составляет не более 10 человек. В середине ноября немецкий банк развития KfW представил доклад, согласно которому доля собственного капитала в совокупном капитале (показатель, состоящий из размеров собственного капитала и балансового итога) малых и средних предприятий в период с 2005 по 2009 год выросла на 4 процентных пункта и составила 26,4%. А в кризисном 2009 году малые и средние предприятия Германии в среднем улучшили показатели своего собственного капитала на 1%. То есть прогнозы пессимистов, обещавших ухудшение кредитоспособности малых и средних предприятий из-за финансового кризиса, не сбылись.

...В послевоенные годы во многом благодаря “среднему сословию” — этим мелким и средним предпринимателям — Западная Германия поднималась из руин. Не только заокеанская помощь, не только индустриальные гиганты, но и ремесленники, пекари, портные и кровельщики творили “немецкое чудо”. И во время нынешней рецессии, тяжелейшей за всю послевоенную эпоху, немецкий Mittelstand вновь помогает стране.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей