Чиновный долгострой

 Чиновный долгострой

Инвестиционный сепаратизм

Развитие конкуренции считается ключевым условием экономического подъема. О необходимости притока инвестиций и снижении перед ними административных барьеров неоднократно заявляли и премьер Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев. “Мы намерены делать ставку на повышение национальной эффективности и развитие конкуренции, на улучшение инвестиционного климата и большую свободу для бизнеса”, — такое поручение недавно дал чиновникам премьер.

В августе этого года был учрежден пост омбудсмена по инвестициям, которым стал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Кроме того, вступила в силу новая редакция закона о торговле — документ, который изначально был призван улучшить конкурентную среду в сфере ритейла. Минэкономразвития, в свою очередь, также предприняло ряд шагов, направленных на улучшение делового климата. “Необходимо создать условия, чтобы путь бизнеса к успеху лежал через конкуренцию на рынке, а не через кабинеты чиновников”, — отмечает глава ведомства Эльвира Набиуллина. Одним из таких условий стало, в частности, введение электронных торгов в сфере госзаказа.

Беда только в том, что изначально благие начинания федеральных властей нередко разбиваются о региональный сепаратизм. Притчей во языцех стали, например, региональные водочные рынки, путь на которые для федеральных брендов лежит исключительно “через кабинеты чиновников”. Достаточно сказать, что, по оценкам аналитиков, в отдельных регионах доля локальных брендов на алкогольном рынке достигает 70—80%. Не все ладно и с конкуренцией в сфере ритейла. Любопытная ситуация сложилась в Челябинске, на рынке которого господствовала сеть магазинов “Молния”. Примечательно, что решить легальными способами свою проблему поставщикам так и не удалось. “Большинство производителей просто открывали фирмы-однодневки, через которые и поставляли нам продукцию. Таким образом, региональные монополисты не могли предъявить к ним претензий”, — рассказывает собеседник “МК”.

Но совсем уж вопиющий пример выдавливания крупного московского инвестора подали недавно власти республики Марий Эл.

На одном берегу

Краткая история вопроса такова. В 2003 году застройщик получил разрешение возвести в Йошкар-Оле на берегу реки Малая Кокшага культурно-развлекательный центр. Крупнейший, между прочим, в Поволжье. Выгода от проекта была очевидна всем. Городу, который, по отзывам самих местных жителей, не блистал ни красотой, ни разнообразием развлечений. Республике — потому что инвестиции строителей в проект, а значит, в регион, должны были составить десятки миллионов долларов. Кстати, первоначальные $40 млн по традиции, известной каждому, кто хоть раз делал ремонт, в процессе работ выросли до $59 млн.
Получив все необходимые одобрения и разрешительные документы, инвестор приступил к стройке, что называется, “засучив рукава”.

К 2005 году готовность здания составила 42%, но, несмотря на это, инвестору пришлось приостановить строительство и перебросить основные силы на аналогичную стройку в Казани, которая должна была завершиться к тысячелетию столицы Республики Татарстан.
Но уже через год “Русская Тройка” обнаружила, что городские власти, те самые, которые одобрили стройку, больше не горят желанием помогать строительству. Наоборот — к застройщику начали предъявляться судебные иски. “Русская Тройка” суды выигрывала, законность строительства подтверждала, но отношения с властью продолжали портиться.
А потом разразился кризис, который особенно болезненно ударил как раз по девелоперам. И стройка превратилась из приостановленной, в замороженную.

По разные стороны

Понятно, что долгострой раздражает всех, но особенно самих строителей. “Русская Тройка” уже вложила в проект $17 млн. И это не считая платы за аренду земли и прочих смежных расходов. Компания ищет варианты, как закончить стройку, представляет в различные властные органы план поэтапной реализации проекта. Заодно пытается продлить разрешение на строительство, которое истекло еще в 2005 году.

Но, видимо, местной власти “иногородние” инвесторы не нужны. Более того, напрашивается вывод, что их попросту выживают, несмотря на то, что они предложили рассчитанный всего лишь на два с половиной года план достройки объекта (между прочим, уже готового на 42%), для чего в два этапа будет вложено еще $28 млн. После окончания строительства город получит не только дополнительные налоговые поступления, но и 500—600 новых рабочих мест. Однако разрешения на строительство так и не продлевают.

А ранее были организованы даже судебные тяжбы о сносе части уже построенного объекта. Основание — раскинувшаяся почти на четыре гектара территория комплекса заступает за выделенный участок на 63 кв. метра. Для сравнения масштаба представьте, что вам предлагают снести дом, построенный на 6 сотках, потому что его угол захватывает 10 лишних см территории. Но сдать “захваченные” несколько десятков метров в аренду инвестору, горадминистрация не приемлет до окончания строительства, несмотря даже на то, что другой орган субъекта оформить аренду на захваченный кусочек обязывает... Как быть “Русской Тройке” в центре замкнутого круга борьбы за выживание и спасения вложенных инвестиций? Ответа не дает никто.

Кстати об аренде. До конца 2007 года “Русская Тройка” платила аренду за землю в размере 857 тысяч рублей в год. Но в 2008 году ставка взлетела в 11 раз, до 10 млн рублей в год. А в середине 2010 года администрация уведомила компанию, что повышает аренду до 40,35 млн в год. Заместитель мэра Йошкар-Олы Павел Плотников разъяснил “Марийской правде” (номер от 30.11.2010), что повышение аренды делается для того, чтобы стимулировать затягивающиеся сроки строительства компании. Схема такова: в первый год строительства берется 80% от рыночной стоимости аренды земли, во второй — 90%, потом три года — по 100%. Более долгое строительство оплачивается волокитчиками по удвоенной и утроенной цене. Проблема только одна — даже если считать 857 тысяч рублей 80%-ной ставкой, то и в этом случае арендная ставка никак не могла подняться выше чем в 18 раз. Для сравнения: за участок в Москве на улице Косыгина площадью около 4 га ГК “Корстон” платит столичным властям 7 млн рублей в год.

Наконец, одним из аргументов стало решение, что в историческом центре города нельзя строить здания выше, чем в пять этажей. Почему это так, и главное — почему в таком случае в 2003 году власти разрешили строить девятиэтажный объект, который уже в плане был именно таким, остается неясным.

О том, что конфликт выходит далеко за рамки взаимоотношений городской власти и строителей, говорит хотя бы тот факт, что президент республики Марий Эл Леонид Маркелов неоднократно высказывался по поводу стройки. Леонид Игоревич в недавнем интервью “Марийской правде” (номер от 07.12.2010) подчеркнул, что решением вопроса должен заниматься муниципалитет, а он вмешиваться не будет. Но тут же добавил, что строительство выше пяти этажей в центре Йошкар-Олы недопустимо.

ГК “Корстон” неоднократно пыталась разрядить обстановку, доказывая городским и республиканским властям возможность и необходимость завершить строительство комплекса. Но и мэр Йошкар-Олы, и президент республики Леонид Маркелов почему-то избегают прямых контактов с застройщиками, все попытки провести целевые переговоры ни к чему не привели, встречи так и не были назначены.

В ответ только газета “Марийская правда” (номер от 30.11.2010) опубликовала интервью с зам. мэра Йошкар-Олы Павлом Плотниковым, в котором власти донесли до инвестора, что “готовы к диалогу на взаимовыгодных условиях”. ГК “Корстон” сразу же направила предложение о встрече, ответа на которое нет до сих пор.

Пока хранят молчание и федеральные чиновники, хотя соответствующие обращения ГК “Корстон” отправляла и полномочному представителю президента в Приволжском федеральном округе Григорию Рапоте, и министру экономического развития Эльвире Набиуллиной.

Ситуация, видимо, должна разрешиться 27 декабря на общественных слушаниях в Йошкар-Оле. “МК” будет следить за ситуацией.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей