фото: politiken.dk
На данный момент никаких единых правил формирования бюджетной политики, которым бы следовали члены Евросоюза, не существует. Именно поэтому Германия выступила за то, чтобы Европейский суд обладал правом вето при утверждении национальных бюджетов. По мнению Ангелы Меркель, введение внешнего контроля над фискальной политикой государств будет способствовать решению потенциальных проблем до того, как они начнут представлять серьезную угрозу экономической стабильности Евросоюза. Однако в Европе это предложение считается, мягко говоря, не очень популярным, поскольку подразумевает очередное увеличение властных полномочий Брюсселя. Есть опасения, что интересы многих стран Евросоюза могут быть принесены в жертву, а их политическое влияние заметно ослабнет. Президент Франции Николя Саркози в свою очередь полагает, что одних мер по сокращению расходов недостаточно: нужно акцентировать внимание на стимулировании экономического роста. В рамках спасения еврозоны планируется увеличение Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) как минимум в два раза. После того как Греция, Ирландия и Португалия получили кредитные транши на погашение своих долгов в фонде осталось чуть более 300 млрд. евро. Если EФФС удастся аккумулировать средства в размере $1 трлн., Международный валютный фонд сможет предоставить Европе дополнительную финансовую помощь. Тем временем европейский центробанк продолжит скупку гособлигаций Италии и Испании: эта мера необходима, чтобы не допустить дефолта крупнейших экономик еврозоны. Результаты встречи лидеров Германии и Франции «МК» прокомментировал экономист, публицист, специалист в области государственного управления экономикой Никита КРИЧЕВСКИЙ: –Я ждал большего от этой встречи. Я надеялся на то, что будут запущены евро-облигации, по которым европейский центральный банк сможет выпускать евро, тем самым разгоняя инфляцию внутри еврозоны. Это помогло бы за несколько лет снизить стоимость долгов периферийных стран и их было бы легче выплачивать. Также этот долговой инструмент (евро-облигации - «МК») позволил бы привлечь финансирование. – То, что итальянское правительство объявило о сокращениях на сумму 30 млрд. евро поможет ли облегчить сложившуюся ситуацию? – Несильно, ведь общий госдолг Италии составляет 2,3 триллионов евро. Конечно в какой-то степени это поможет снизить время выплат, но это не решит проблему самого дефицита бюджета. До текущего состояния Италию довела не вполне просчитанная финансовая политика. – Станет ли увеличение контроля за бюджетной политикой стран ЕС выходом из сложившегося тупика? – Это решение половинчатое, хотя и необходимое. В нынешний обстановке для внедрения этого предложения необходимо согласие все тех, кого напрямую коснутся проверки и аудит. Это новая фаза длительных переговоров, конец которых до конца не ясен. |