Новосибирский автотранспортный мост, открытый на высочайшем уровне, в самом деле необычен. Но не своей длиной, шириной или высотой, а продолжительностью строительных работ: его заложили еще в прошлом веке и не закончили полностью до сих пор. Впрочем, теперь, надо думать, дело пойдет живее. Благо, именно в Новосибирске транспортники и обсудили подходы к основным проблемам своего хозяйства. Минтранс разработал Транспортную стратегию до 2020 года с упором на обуздание региональных и структурных диспропорций, повышение качества, безопасности и доступности транспортных услуг для населения, повышение транзитного потенциала России и обеспечение безопасности перевозок. И в последние годы, заявил ВВП, многое в этом плане сделано. — Отрасль играет ключевую роль в жизни страны, — подчеркнул премьер. — И не только потому, что здесь работают 3,3 млн. человек, которые дают 6% ВВП России. Есть дорога — значит, можно добраться до города, и жизнь там есть. Нет ее — нет и жизни. Вот открывали мы сегодня дорогу в Новосибирске. Губернатор говорит: земля вдоль нее уже вся выкуплена. Появились даже частные вертолетные площадки. Жизнь идет! Вообще, развитие транспорта, заметил Путин, — «тот вопрос, который надо обсуждать с прицелом на десятилетия вперед». Отсюда и уровень задач. Первая — обновление стандартов и качества жизни людей. А этого, по словам ВВП, «нельзя представить без комфортного и доступного общественного транспорта». Так что будем развивать его. Вторая — резкое наращивание строительства дорог по новым стандартам, в ближайшие годы оно увеличится вдвое, причем по новым стандартам, пообещал ВВП, «должно развиваться и придорожное строительство. На все эти цели в отрасли будет аккумулировано 8 трлн. рублей. За 10 лет это позволит привести в порядок все основные трассы России». Серьезные изменения ждут и железнодорожный транспорт. Прежде всего «надо подумать над созданием программы развития скоростного движения по нашей стране — при наших масштабах это очень важно!» — обозначил приоритеты ВВП. При этом цены на железнодорожные перевозки, подчеркнул он, явно имея в виду последние проблемы в этой области, «должны быть адекватными, а не сдерживать экономическое развитие страны. По этой логике мы и будем строить свою работу», — обернулся премьер к напрягшимся железнодорожникам. То же и с водным транспортом. Говорить о последних катастрофах глава правительства не стал, а сразу перешел к приятному — росту объема перевалки грузов в морских портах России до 526 млн. тонн в год против 403 млн. тонн в советские времена, хотя «с тех пор мы потеряли практически все морские порты, особенно на северо-западе, и были вынуждены отстраивать всю инфраструктуру заново». А к 2015 году, посулил премьер, «объем перевалок увеличится в полтора раза, достигнув 770 млн. тонн в год. Будем строить большой торговый флот, укреплять судоремонтную базу. А производство судов на отечественных верфях получит налоговые льготы. Затем будем возрождать Северный морской путь — в связи с глобальным изменением климата он должен составить конкуренцию другим морским путям и по стоимости, и по качеству. Уже в 2012 году будет создана администрация Севморпути и будет запущено строительство линейных ледоколов». Наконец, «до 2018 года начнется модернизация Беломоро-Балтийского и Волго-Балтийского каналов», — порадовал он транспортников и прочих граждан. Об участившихся авиакатастрофах тоже не говорили. Основное внимание премьер уделил модернизации крупнейших аэропортов страны во главе с петербургским «Пулково». На Крайнем Севере и в прочих отдаленных территориях в авиационных инфраструктурах будут рулить казенные предприятия, что, по мнению премьера, позволит снизить цены на билеты для пассажиров. Однако повсеместно ожидается вовлечение в строительство транспортных инфраструктур частных средств, отметил он: «Мы многого ждем от государственно-частного партнерства в этой области. Оно уже опробовано на строительстве аэропорта „Пулково“ в Петербурге и строительстве автомагистрали Москва—Петербург. А к 2020 году объем частных инвестиций дойдет до полутриллиона долларов». Обширны планы властей и в отношении городского общественного транспорта. Особенно в плане строительства метро в крупных городах. Однако второго выпуска «всесоюзной стройки метрополитена не предвидится»: делать это, сразу предупредил ВВП, придется на региональные средства: «В городах приоритетом должно стать метро. Правда, губернаторы наверняка сразу скажут: а где деньги? А я отвечу: изыскивайте, выстраивайте приоритеты! Нельзя все перекладывать на федеральный бюджет!» Речь премьера явно удалась. Во всяком случае участников пленарного заседания она впечатлила: «После заявлений Владимира Владимировича нам придется перерабатывать все документы, подготовленные нами за время работы конференции. Всех поздравляю: нам придется над этим попотеть!» — подвел итог глава Союза транспортников России Виталий Ефимов. |