— Роман Владимирович, какие новации в системе госзакупок появились в уходящем году? — Согласно Федеральному закону №94, существует несколько способов проведения торгов по размещению государственного заказа: открытый конкурс (основные критерии: цена, сроки поставки или выполнения работ, опыт, квалификация участника, объем предоставляемых гарантий качества), открытый аукцион (главный и единственный критерий — цена), запрос котировок (короткая процедура для небольших лотов, до 500 тыс. рублей) и размещение заказа без проведения торгов (до 100 тыс. рублей). В текущем году в закон введена норма (и с 1 января 2011 года она становится обязательной для всех заказчиков всех субъектов Российской Федерации), по которой аукционы проводятся только в электронной форме. То есть все традиционные аукционы, в ходе которых участник фиксировал свои предложения карточкой, уходят в прошлое. Как вы знаете, с 1 июля Москва первой в стране перешла на торги через Интернет. — Для чего это было нужно? — Причин для принятия такого решения было несколько: во-первых, именно эта форма проведения торгов позволяет обеспечить реальную конкуренцию, открытость и прозрачность торгов. В результате эффективнее расходуются бюджетные деньги. Во-вторых, электронный формат обеспечит стандартизацию госконтрактов и по форме, и по содержанию. И, в-третьих, без перехода на интернет-торговлю Москва не сможет стать полноправным мировым финансовым центром. Большинство развитых стран уже перешли на обмен документов в электронном виде. В Москве около 5 тыс. организаций, которые размещают госзаказы. Поэтому правительство Москвы посчитало, что вот этот полугодовой период позволит нашим заказчикам получить необходимый опыт и выполнить требование закона. — В последнее время на 94-й закон обрушился шквал критики. Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ к весне подготовить к нему поправки. В чем суть претензий? — 94-й закон не разрешает министерствам и ведомствам, регионам и муниципалитетам, осуществляющим госзакупки, устанавливать требования к участнику персонально. Не сомневаюсь, что нововведения будут направлены на обеспечение максимальных возможностей предпринимателей в торгах. Я не исключаю, что в прошлое уйдут некоторые формы проведения торгов. Например, такая участь может постигнуть запросы котировок, которые будут проводиться в электронной форме по упрощенной процедуре. Все понимают, что надо расширять конкуренцию, а электронные торги — наиболее эффективный инструмент. — Поясните, пожалуйста, этот вывод. — Страна активно развивается в сфере информационных технологий. Интернет есть в каждой организации и компании, у каждого индивидуального предпринимателя. Коммуникативная сеть для участия в торгах развита хорошо. В то же время расширяются возможности программных продуктов, связанных с обеспечением безопасности и конфиденциальности участников торгов. Аукционы в электронной форме обеспечивают возможность использования всех этих инструментов одновременно. Исчезает территориальная составляющая. Раньше участник для подачи заявки должен был приехать в комиссию. Однако заказчик мог заявку отклонить, не принять, просто не пустить поставщика в зал торгов, например “забыть” выписать ему пропуск. Естественно, это негативно сказывалось на отношении бизнеса к процессу торгов. С введением аукционов в электронной форме это препятствие устранено. — Прошло полгода с момента начала эксперимента, можно подвести промежуточные итоги. Как приняли нововведения госзаказчики? — Активность заказчиков вторична, поскольку они участвуют в электронных аукционах в силу своих потребностей. — Какие городские департаменты активнее всего участвуют в электронных торгах? — Если говорить об объемах размещения заказов, то в первую очередь можно выделить Департамент здравоохранения г. Москвы. У него самая разветвленная сеть учреждений как главного распределителя бюджетных средств города. Причем потребность эта постоянная, а не сезонная. Также активно участвуют в интернет-торгах Департамент образования, Департамент социальной защиты населения, Департамент городского заказа капитального строительства и Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. — А что касается поставщиков? — Активность поставщиков также выросла. Согласно статистике электронной площадки, большой рост количества зарегистрированных поставщиков наблюдался в июле. На сегодняшний день на “Единой электронной торговой площадке” зарегистрировано порядка 25 тыс. поставщиков из различных регионов. Делать окончательные выводы пока рано. По предварительным оценкам, количество участников аукционов в электронной форме во время проведения эксперимента выросло. Если на традиционных аукционах сейчас участвуют, в среднем, около 3 участников, то на электронных аукционах этот показатель выше — более 4 участников. — За счет чего это произошло? — Во-первых, за счет публичности и простоты. Если раньше участник должен был прибыть в зал торгов к назначенному времени, то сейчас, при торговле через Интернет, этого делать не требуется. Во-вторых, за счет расширения возможностей поставщика. Находясь на своем рабочем месте, не отходя от своего компьютера, он может одновременно принимать участие сразу в нескольких торгах. Электронная площадка такую возможность ему предоставляет. — Удалось ли нанести удар по коррупции? — Мы обратили внимание, что стало меньше участников, ранее зарекомендовавших себя как заинтересованные лица в совершении согласованных действий. Мы знаем этих участников, неоднократно наблюдали их поведение. Зачастую это одни и те же люди или организации, представляющие этих людей. Их активность упала. Согласованные действия на резкое понижение цены стали редкостью, сократились, но, правда, не исчезли согласованные действия, направленные на поддержание цены на торгах. — Как вы реагируете? — Мы передаем такие факты на рассмотрение в Управление по г. Москвы Федеральной антимонопольной службы. Сейчас УФАС возбужден ряд дел по признакам нарушения Закона “О защите конкуренции”, и по трем из них материалы переданы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Участники должны знать, что помимо экономических интересов есть еще ответственность за недобросовестные действия при получении бюджетных денег. — Нередко заказчик создает такие условия, по которым может выиграть только одна, определенная им компания? — Да, такие случаи тоже бывают. Но ведь участник вправе обжаловать не только свой допуск на участие в аукционе, но и ограничение конкуренции. И решения, которые принимаются контрольными органами, действительно разные. В ряде случаев жалобы признаются необоснованными, а в ряде — напротив. — Как осуществляются торги для малого бизнеса? — У заказчика есть обязанность от 10 до 20% заказа размещать на специализированных торгах для малых предприятий. И только если малые компании не приняли участие в торгах, заказчик вправе их разместить на обычных торгах. На наш взгляд, есть положительная динамика в этом вопросе: ранее до начала эксперимента эта норма соблюдалась крайне слабо, сейчас около 14% горзаказа приходится на малые и средние компании. Мы считаем, что такие преференции нужно развивать также для организаций инвалидов и учреждений уголовно-исполнительной системы, что прямо предусмотрено законом. — Растет ли число поставщиков, которые неоднократно принимают участие в торгах? — Действительно, мы очень часто наблюдаем одних и тех же поставщиков по отраслевому принципу. Такая преемственность есть, особенно это касается организаций строительного комплекса, поставщиков детского питания, компаний по благоустройству города. Но даже на этих рынках постоянно появляются новые игроки. — Могут ли несколько участников объединяться в альянс во время торгов? — В силу закона победителем торгов может быть признано юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Т.е. сегодня прямая норма не предусматривает участие в торгах консорциума. И это справедливо. Потому что требования, которые устанавливаются к правообладателю контракта, — устанавливаются “лично”. И практика применения нормы закона, которая осуществляется органами ФАС, подтверждает, что участник должен нести личную ответственность. Вопросы с соисполнителями контрактов он определяет в силу гражданских правовых отношений и договоров. Для чего это делается? Для того чтобы защитить интересы заказчика, который действует не в собственных интересах, а в интересах государства. |