У опасной черты

 У опасной черты

— Александр Давидович, с 1 января из-за огромного дефицита бюджета Пенсионного фонда в 2,5 раза возрастут отчисления в социальные фонды. К чему это может привести?

— На днях Япония снизила налоги малому бизнесу, несмотря на дефицит бюджета. А наше правительство поступило весьма оригинально: фактические изменения коснутся только малого бизнеса, то есть тех, кто имеет небольшую зарплату. Крупные же компании, где сотрудники имеют большие оклады, останутся при своих, а малый бизнес вынужден будет уйти в тень, используя различные серые схемы. Вести бизнес по-честному уже не получится. Только начали уходить от зарплат в конвертах, бизнес стал играть по законам, так нет, бегите обратно из правового поля.

Кроме того, начнутся массовые сокращения и увольнения работников.

— Как это будет происходить?

— Например, было у компании 5 работников с небольшими зарплатами. В январе троих сократят, а двоим оставшимся сделают большие зарплаты, чтобы попасть под льготы по выплатам социального налога. И эти двое будут платить троим зарплату наличкой в конвертах. Разве это хорошо?

— Как это отразится на развитии МСП?

— Разумеется, все подорожает. Власть много сегодня говорит о стимулировании самозанятости. Вот президент Дмитрий Медведев заявил, что к 2020 году минимум 60% экономически активного населения должны трудиться в малом бизнесе. Я с ним согласен. Хорошие слова. Но на деле все происходит иначе. Кто в этих условиях будет заниматься малым бизнесом? Мало того что молодежи все уши прожужжали о взятках и поборах, о сложных административных процедурах, так теперь власть еще и налоги повышает. Надо создавать привлекательные условия и тренды, а не отбивать у молодых всякую охоту к ведению бизнеса.

— И все из-за одного налога?

— Конечно, нет. Я вообще считаю, что наша налоговая система несовершенна, в том числе и по отношению к малому бизнесу. Есть другие фискальные опасности, которые возникают в следующем году. Собираются отменить единый налог на вмененный доход. Для Москвы это не проблема, потому что его у нас нет. Но огромное количество предпринимателей России сидит на “вмененке”, и многим она нравится. Ее собираются отменять. Такая позиция у Минфина. И ведомство господина Кудрина предлагает кого-то переводить на “упрощенку”, а кого-то в директивном порядке на патент.

— Что здесь плохого? Патент имеет массу достоинств.

— Плохо здесь одно: директивно. Если ты занимаешься определенным делом, ты обязан перейти на патент. А если я не хочу, если я хочу вести бухгалтерию по обычной схеме, хочу развиваться и иметь кредитную историю, что, я должен вести двойную бухгалтерию? Бизнес должен иметь возможность выбрать ту налоговую систему, которая больше подходит для него. Кроме того, мы много раз говорили, что отмена уплаты НДС для тех, кто сидит на “упрощенке” и “вмененке”, является льготой для лишь определенного вида предприятий. Но для тех малых предприятий, которые связаны с компаниями, которые делают зачет по НДС, это удавка. Крупные компании не хотят иметь дела с такими “льготниками”, потому что не получают вычета по НДС. Это абсолютно не вяжется с такими новыми формами ведения бизнеса, как аутсорсинг, кластеры и т.д., поскольку действующая налоговая система, напротив, мешает созданию таких альянсов.

— Одно время Администрация Президента поддерживала идею полной отмены НДС, который должен был заменить налог с продаж. Насколько выгодна эта идея малому бизнесу?

— Периодически возникают новые идеи по налогообложению предприятий и физлиц. Вот сейчас говорят: давайте введем налог на роскошь, а то богатенькие мало платят. Но не очень понятно, что такое роскошь, как этот налог администрировать? Другое дело — отменить НДС и ввести налог с продаж. Кто много покупает — тот много и платит. А кто мало покупает — тот мало платит. Очень просто. Кстати, отмена НДС повлияет и на снижение стоимости товаров и услуг. Потому что НДС встраивается в цепочку продвижения товаров, и на каждом этапе часть НДС попадает в цену. А учитывая, что у нас дикое количество посредников, то еще и больше. Мы подсчитали, что налог с продаж в 7—8% заменит потери бюджета от отмены НДС. А 10% налога с продаж их с лихвой перекроют.

Я уже не говорю, что НДС — самый коррумпированный налог. Самые темные делишки происходят с возвратом НДС. Еще одно обстоятельство — наш крупный бизнес (нефтяники, газовики, металлурги, лесовики) практически не платит НДС. Львиную часть продукции они поставляют на внешние рынки и возвращают НДС. Таким образом, получается, что малый и средний бизнес платит налоги за наших олигархов. Разве это справедливо?

— Какие у вас предложения?

— Повышение страховых взносов, пока не поздно, надо затормозить, пока не выстроим нормальную налоговую систему. Убежден, что отмена соцналога доходов Пенсионному фонду России не принесет. Я боюсь, что вместо прибыли от нововведений он получит еще большие убытки.

— Президент Медведев на днях предложил компромисс: вместо 34% повысить социальные отчисления до 24%. Правда, предложения касаются только инновационных, промышленных и социальных компаний.

— На мой взгляд, решение половинчатое. Во первых, 24% — это тоже увеличение, и довольно серьезное для тех, кто платит сейчас 14%. А во-вторых, не очень ясно, что такое производственный, а главное — никто не знает, что такое социальный бизнес? Пока это власти решат, пропишут, все будут платить 34%. С инновациями еще хуже. Например, сейчас уже предусмотрены налоговые льготы для инновационных компаний в IT-бизнесе. Но “юмор” законодателей заключается в том, что эти льготы распространяются только на те компании, в которых работает более 50 человек. А как известно, подавляющее большинство IT-компаний — это 10—20 человек. На них эти льготы не распространяются.

 У опасной черты

— В начале года по традиции российские естественные монополии повышают тарифы. Как это отразится на малом бизнесе?

— Здесь чудес никаких не бывает. Тарифы растут быстро. Каждый год. При этом рост тарифов обычно больше, чем заявляют власти. Раскручивается очень серьезная цепочка, которая неизбежно попадает в затраты предприятий. Дорожает газ — повышается тепло- и электроэнергия, повышается электроэнергия — дорожают грузоперевозки. А газ дорожает, потому что растет электроэнергия. А это, в свою очередь, увеличивает услуги ЖКХ. И все это идет к производителям товаров и услуг. У них резко повышаются издержки. Мероприятий по энергосбережению малый бизнес себе зачастую позволить не может, поскольку это процесс длинный и дорогой. В результате цены начинают расти, это неизбежно, иначе малому бизнесу не выжить. Поднялись цены — при низкой покупательной способности населения сокращаются продажи. Деваться некуда — надо сокращать производство. И по этому порочному кругу мы уже бегаем который год. Но этот путь в тупик. Он приведет к краху экономики.

— Как выйти из этого порочного круга?

— Надо запретить на два-три года монополиям тупо поднимать тарифы. Пусть сокращают издержки, режут расходы, непрофильные активы и проекты, запредельные бонусы топ-менеджерам, оптимизируют управление. Но они этого делать не хотят. Разобраться в механизмах роста тарифов непросто, поскольку формула расчетов тарифов естественных монополий является главным секретом страны.

— На днях официальные представители ЦБ заявили о возможности повышения ставки рефинансирования. Идею поддержал глава Минфина Алексей Кудрин. К чему готовиться предпринимателям?

— Сразу вырастут ставки по кредитам, что, по логике, отразится и на стоимости товаров и услуг. Опять начнет раскручиваться маховик инфляции. Соответственно, банки начнут снова повышать ставки по кредитам. Поэтому одна из главных задач Минфина — сокращение инфляции — окажется пустым звуком. А с учетом раскрутки тарифов, о которых мы говорили выше, рост ставки рефинансирования даст второй, дополнительный толчок для возникновения ценового цунами. Мне кажется, что это очень опасная тенденция. И она в большей степени ударит по малому бизнесу.

— Почему?

— Потому что малый бизнес всегда платил дороже всех за кредиты. У него меньше обеспечения. Он менее надежен, он более рискованный. Поэтому банки всегда страховали свои риски и закладывали более высокий процент по кредитам малым компаниям. А с учетом роста ставки рефинансирования и инфляции эта рисковая банковская маржа вырастет еще больше. О каком тогда интенсивном развитии малого бизнеса можно говорить?

— Но это не последняя оригинальная идея. Как вам предложение увеличить минимальную сумму уставного капитала ООО с 10 тыс. до 500 тыс. рублей?

— Вообще это удивительная история. Я не понимаю, как могут серьезные люди, которые занимаются кодификацией законов, делать такие предложения. У них вроде бы благородный посыл. Они говорят, развелось много маленьких фирм-“однодневок”, которые отмывают деньги, занимаются противозаконной деятельностью и при этом не несут никакой ответственности. Надо им увеличить уставной капитал, и это будет преградой для их деятельности. Ребята, спуститесь на землю. Уж если кто-то захочет заняться противозаконной деятельностью, то он спокойно внесет 500 тыс. в уставный капитал, а потом без проблем отмоет и эти 500, и навар. Это не проблема. А для того, кто хочет открыть реальное дело, 500 тыс. руб. — барьер. Люди начинают бизнес с $2—3 тыс., чтобы купить подержанный стол, телефон и компьютер. Потому банки не дают новичкам денег без кредитной истории. Откуда возьмутся эти 60% МСП, о которых говорит президент? Надо, наоборот, максимально облегчить регистрацию предприятий, сделать ее доступной и простой.

— Сейчас все носятся с идеей передать регистрацию из налоговой инспекции в органы юстиции. К каким последствиям это может привести?

— Может быть, какая-то логика в этом есть. Налоговики должны заниматься налогами, а органы юстиции — юридическими вопросами. Но получается все тот же страшный сон: теперь сотни тысяч документов надо передать из налоговой в юстицию. Есть такая “национальная забава” — перерегистрация. Еще недавно общественные организации — Торгово-промышленная палата РФ, “Опора России” и другие — совместно отбили очередную попытку повальной перерегистрации. Когда делаются такие предложения, редко кто считает последствия этих шагов. Для корпораций юридические изменения не так страшны. У них есть целый штат юристов. Но любые изменения правил игры имеют опасные последствия для малого бизнеса. Они страшны тем, что их удельный вес в издержках МСП огромен. Маленький укус комара, который не заметит крупный бизнес, становится большой проблемой для малых компаний. Это в расчет не берется. Ведь владелец малого предприятия зачастую помимо того, что он генеральный директор, одновременно является и водителем, и грузчиком, и бухгалтером, и экспедитором. Надо быть поосторожнее с этими инициативами.

— По слухам, правительство Москвы может отменить со следующего года льготы по аренде помещений, принадлежащих городу.

— Действительно, ситуация очень тревожная. На период кризиса было несколько решений, которые установили весьма льготные ставки арендной платы для малого бизнеса. Это относится ко всем, кроме тех, кто получил помещения через аукционы. Это было справедливо, поскольку в основном помещения они брали низкого качества, поэтому приходилось значительные средства вкладывать в их переоборудование. Более 18 тыс. предприятий воспользовались льготной арендой. Действие постановления, которое давало эту льготу, заканчивается в уходящем году. Пока неизвестно, будет ли продлена имущественная льгота для городских малых и средних компаний в следующем году. И если да, то на каких условиях?

Более того, есть и другое постановление, которое регулировало ставки арендной платы для ряда групп предприятий и организаций, необходимых городу. Для каждой группы были установлены понижающие коэффициенты. Среди них — предприятия бытового обслуживания, ремесленники, предприятия социальной направленности. Действие этого постановления также заканчивается. Фактически если правительство не примет постановление по аренде, то эти льготы автоматически закончатся. Была идея сделать постепенный рост арендной платы. В этом есть резон. Потому что неправильно, когда одни предприятия арендуют помещения по льготной цене, а другие — по рыночной. Это разрушает конкурентную среду. Но делать это надо по-умному, постепенно. И мы занимались этой проблемой с Департаментом имущества, давали свои предложения, чтобы сделать этот процесс постепенным и менее болезненным.

Дело в том, что в каждом договоре аренды, в том числе которые имеют предприятия, пользующиеся сейчас льготой, прописана ставка, которая определена независимым оценщиком. Но эти оценки были сделаны в 2006—2007 годах. А это был пик цен на столичном рынке коммерческой недвижимости. Поэтому если не выйдет никакого постановления, то большинство малых компаний вынуждены будут платить по той ставке, которая была сформирована не сейчас, а в те годы.

— Получается, по цене выше рынка?

— Да, выше нынешнего рынка. И это не смешно.

— Что вы предлагаете правительству Москвы?

— Надо в экстренном порядке принять решение по арендным ставкам. При этом если будет принято решение о повышении ставок арендной платы “до рынка”, надо вводить в полном объеме в действие 159-й закон о льготном выкупе помещений. Тогда надо дать возможность малому бизнесу выкупить помещения с рассрочкой и по льготной цене.

— В конце года в центр внимания попала нестационарная торговля. Проблемы владельцев ларьков, киосков до сих пор не решены, а заморожены. Надолго ли?

— Я с удовольствием готов подписаться под лозунгом, что торговля должна быть цивилизованной, и как житель Москвы, и как лоббист малого бизнеса. Было много недостатков в этом секторе торговли как со стороны предпринимателей, так и со стороны власти в части процедур предоставления мест для мелкой розницы. Применялась закрытая, непрозрачная система. Но я против резких ударов по интересам как малого бизнеса, так и по интересам потребителей, которые пользовались его услугами. Я не понимаю: если люди привыкли покупать в ларьке необходимые им товары, то почему нельзя им эту возможность оставить? Другой вопрос — на этом рынке было большое количество нелегальных предпринимателей, которые разрушали конкурентную среду, которые платили “крыше” и с которыми надо безжалостно бороться, в отличие от тех, кто легально получил разрешение, которые имеют документы на аренду, платил налоги. Непрозрачность принятия решений по мелкой рознице в прошлые годы не отменяет легитимности тех разрешающих документов, которые получили предприниматели. Мы же не отменяем все законы при новом президенте страны. Есть определенные обязательства, правила игры.

— Но городские власти, похоже, нашли компромисс.

— Да, правительство Москвы решило продлить разрешение на торговлю на полгода — до того момента, пока не будет разработана новая схема дислокации этих объектов, пока не будут разработаны новые правила объявления конкурсов. Но не-е-ет! Не получается. Теперь уже ФАС говорит, что просто так автоматически продлить вы не имеете права, у нас все должно выдаваться только по конкурсу, объявляйте конкурс. Мы говорим: “Какой конкурс? Пока мы этот конкурс проведем, пока бизнес соберет новые документы, уже наступит март, и все начинай сначала”. А ФАС говорит: “Закон есть закон”.

— И что теперь делать?

— Мне кажется, что ФАСу надо соблюдать не только букву закона, но и его дух. ФАС ведь за малый бизнес. Несложно оперативно, в виде исключения подготовить документ на переходный период. К чему такое упорство? “Либо шашечки, либо ехать”.

— Не секрет, что в преддверии нового года многие контролирующие малый бизнес органы ведут подковерные игры, чтобы получить новые основания для проверок. Неужели с нового года снова начнется бал контролеров?

— Объективности ради надо сказать, что закон, который ограничил возможности проверяющих, свою роль сыграл. Проверок стало меньше. Контролеры стали больше действовать в законодательном поле. У власти возникло, на мой взгляд, оправданное желание внести изменения в целый букет из порядка 60 законов, которые так или иначе связаны с проверками, чтобы исключить противоречия в законодательстве. Но здесь возникают опасности, что под соусом борьбы с незаконным предпринимательством, защиты прав потребителей и другими благородными лозунгами начнут делаться исключения. Например, как сделаны сейчас исключения для проверок, которые проводятся на особо опасных производствах. Мы уже сейчас видим, как некоторые контролеры подстроились под эти исключения и пытаются найти обоснованный повод для проверок и на не особо опасных производствах и уже делают пробные внеплановые проверки без согласования с прокуратурой. Есть попытки продавить разрешения делать внеплановые проверки по жалобе. А заявление — основание туманное. Это может быть провокация или заказ конкурента. Есть серьезная опасность, что эти послабления могут свести на нет усилия правительства снизить административные барьеры. Мы не против проверок малого бизнеса. Мы против их засилья. А то получится, как у классика марксизма: шаг вперед и два назад.

 У опасной черты

фото: Александр Корнющеко

— Александр Давидович, с 1 января начинается перепись малого и среднего бизнеса. Как вы оцениваете ее цели?

— Это самая малая беда, которую мы ожидаем в следующем году. Конечно, государству необходимо знать, сколько нас, сколько мы производим, сколько через нас проходит денег. Чтобы понимать, как совершенствовать политику в отношении малого бизнеса. И мы тоже заинтересованы в том, чтобы эта перепись была адекватной, чтобы она показала роль малого бизнеса в экономике страны и города в решении социально-экономических проблем. В Москве действуют 370 тыс. субъектов МП с 2,5 млн. работников. Это огромная сила, и хорошо бы ее подтвердить переписью. Но здесь есть много “но”. Хоть перепись и всеобщая, но будет проводиться методом запросов и рассылок писем малым предприятиям, которые, увы, по традиции постараются минимизировать общение с властью, и не дай бог сказать что-нибудь лишнее. Есть опасность, что они будут стараться либо вообще не отвечать, либо не совсем полно. Будет ли эта перепись правдивой? Тогда окажется, что нас не 370 тыс., а 270 или 120 тыс., и не 2,5 млн., а 1,5. Какие выводы будут сделаны? Будут принижены реальные возможности малого бизнеса, что может привести к неадекватному изменению госполитики. Честно говоря, я вообще не понимаю всех этих сложностей со статистикой. Проще было взять эти данные в налоговой инспекции, но там говорят, что мы про малый бизнес ничего не знаем, у нас исключительно налоги. Хотя можно было легко организовать дополнительные сведения от МП в документах, которые сдаются в налоговые органы. Для этого надо ввести несколько граф, которые автоматически попадают в органы статистики, а они бы их обрабатывали. Почему нельзя сделать такую простую вещь?

— В конце года заметное волнение вызвала новость, что целевая программа поддержки и развития МСП может быть заморожена в следующем году. Звучат голоса скептиков, что можно без нее обойтись. Может ли малый бизнес развиваться сам по себе, без госпомощи?

— Международный опыт говорит, что ничего дельного из этого свободного плавания не получится. Без финансовой, имущественной, информационной, консалтинговой помощи малый бизнес начинает сокращаться. Цикл жизни малого предприятия в среднем 5 лет, после чего часть из МП исчезает с рынка. А если мы хотим его наращивать, то на место старых должны вставать новые бойцы. А новички, чтобы выжить, должны иметь определенную поддержку. Это не благотворительность, а социально-экономическая необходимость. Кроме того, бизнес очень разный. Есть совсем маленькие предприятия типа лавочки. Есть малые инновационные компании, которые работают в сфере высоких технологий. Есть кустари-одиночки, а есть коллективы, где работают 100 и более человек.

 У опасной черты

И все они нуждаются в поддержке. Это государственная политика, закрепленная в законе. У разных предприятий — разные проблемы. Начинающие испытывают особую потребность в стартовом капитале, знаниях. Развивающиеся компании нуждаются в новых рынках сбыта, надо помочь им найти надежного партнера. Все они нуждаются в деловой информации, в основном получаемой через Интернет. Нужна правовая поддержка, содействие в получении кредитов, патентов и многих других необходимых услугах. На оказание этих услуг и сфокусированы городские программы, которые всегда были ориентированы на реальные потребности малого и среднего бизнеса.

— Что нужно для оказания такой поддержки?

— Во-первых, должна быть политическая воля руководителей, которые поддерживают малое предпринимательство. Во-вторых, нужны определенные финансовые, имущественные и организационные ресурсы, чтобы программа была подкреплена реальными возможностями. В-третьих, нужны механизмы, которые позволили бы эту программу реализовать на практике.

— Что это за механизмы?

— Прежде всего это инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, которая обеспечивает необходимыми услугами малый и средний бизнес и деятельность которой закреплена в федеральном и московском законах. К сожалению, вызывает большую тревогу дальнейшая реализация городской программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Я понимаю, что с приходом нового мэра могут быть какие-то изменения в программе. Это живой и непрерывный процесс. Могут измениться приоритеты, как, например, больший крен в сторону инновационного и промышленного предпринимательства, это проблемы взаимодействия с крупным бизнесом, проблемы сбыта. При насыщенном рынке Москвы, конечно, нужно выходить на новые внешние и внутренние рынки. И этому тоже надо содействовать. Но на сегодняшний день не принято решения, какими формами и методами будет реализовываться утвержденная программа. Сегодня фактически нет законной возможности финансировать те организации, которые будут оказывать так необходимые малому и среднему бизнесу услуги.

— Почему так произошло?

— Видимо, это издержки переходного периода. Мне представляется, что необходимо срочно принять экстренное решение по механизму финансирования программы. И взять какое-то время, как и в случае с киосками, чтобы посмотреть, что можно изменить, расставить новые приоритеты. Но в любом случае не сворачивать меры по развитию МСП столицы.

— В чем опасность затянувшейся паузы?

— Во-первых, предприниматель не получит важные для него услуги, которые ему нужны и к которым многие привыкли, — это сотни грантов для малого бизнеса, субсидии начинающего, молодежного, инновационного, это полезные интернет-ресурсы, которые ежедневно посещают более 100 тыс. человек. Во-вторых, это опасность разрушить ту инфраструктуру, которая по крупицам создавалась в течение 20 лет и которая была полезна. В системе поддержки МСП работают уникальные специалисты, которые досконально понимают специфику малого бизнеса. Их с удовольствием возьмут банки, инвестфонды, консалтинговые структуры, и было бы жалко их потерять. Есть еще один фактор, который Москва не может не учитывать, — в течение многих лет московская система поддержки МСП являлась модельной для других регионов России. И сейчас они с большим интересом и тревогой ждут, как будут реализовываться меры по развитию МСП в Москве.

В споре, который длится много лет, что нужно малому бизнесу — помогать или не мешать, — нужно уже поставить точку и понять, что необходимо и то и другое. Так развивается малый бизнес во всем цивилизованном мире.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей