— Какие нарушения встречаются чаще всего? — Отклонения от техрегламента из-за превышения содержания серы. — Какие санкции применялись к торговцам такой «бодягой»? — По итогам 600 проверок мы направили в суды 120 дел, а штрафы в итоге составили всего 1,5 млн. рублей. Конечно, это копейки, и отнюдь не способствует повышению качества бензина. Однако с февраля вступают поправки в КоАП, в соответствии с которыми штраф за нарушение техрегламентов и стандартов возрастет до 1 млн. руб. — Изменит ли увеличение штрафа ситуацию? — Наказание адекватно лишь для небольших компаний. Следует дифференцировать размер штрафа в зависимости от объема производства и реализации. В поправках в КоАП этого нет. Но и это еще не все: ответственность вроде как повысили. Но эффективность проверок все равно невелика, ведь мы должны за три дня предупредить о приходе с инспекцией заранее. Срок по разным видам продукции разный — это может быть и день, и две недели. Представьте: мы сообщаем автозаправке: «Идем к вам с проверкой!» — и там, естественно, перестают на время торговать «бодягой». — На рынке продуктов питания, как выяснило ГУП «Московское качество», ситуация еще хуже, чем с бензином — порядка 50% образцов продуктов питания имеют различные нарушения. Потребительские организации объясняют это тем, что процесс замены ГОСТов на техрегламенты затормозился — из 400 задуманных принято лишь 17. Но ведь дело не только в этом? — Проблема в первую очередь не в отсутствии техрегламентов. Для продукции, на которую они пока не разработаны, все равно остаются обязательные нормы. Куда сильнее на количество нарушений влияет либеризация доступа той или иной продукции на рынок. Ведь правила игры в области дорыночного контроля изменились в пользу производителя. Государство стало больше ему доверять: дорыночный контроль становится все более демократичным. В итоге для производителей целого ряда товаров отменена сертификация. Говорят: так в Европе. Но ведь там и ответственность за нарушения куда серьезнее. Так, маловероятно, что в Германии оставят компанию на рынке, если ее продукция не соответствует обязательным требованиям. А степень ответственности наших производителей не позволяет защитить рынок. И дело далеко не только в величине штрафов: у нас, в отличие от европейских стран, не введен принудительный отзыв из торговли некачественных товаров. Это было бы хорошим материальным стимулом, ведь чревато дополнительными затратами для нарушителей. Но такая мера даже не обсуждается. — Почему наше государство так благожелательно настроено и не вводит жесткий контроль? — С начала 2000-х была поставлена задача: дать зеленую улицу промышленности, позволить ей подняться. Второй фактор — промышленность лоббирует свои интересы, пытается уменьшить эффективность процедур госнадзора. А лобби со стороны потребителей у нас практически отсутствует. — В России участились случаи поставок вагонов, не соответствующих требованиям безопасности. Что дальше — новая череда аварий? — Это вы сказали, а не я. Но нарушения, которые мы находим, действительно критические — это некачественный металл, из которого делаются колеса подвижного состава, плохое литье. Не буду говорить, откуда поставляются эти вагоны и в каком количестве — подробности сообщим позже. К счастью, пока аварий из-за этих дефектов не было. Но ясно одно — надо, чтобы техрегламент на подвижной состав как можно быстрее вступил в силу. — А что мешает? — Техрегламент принят, но срок его вступления отложен на три года. Не готовы как сами стандарты, так и промышленность. |