«В интернет-бизнесе я с 2004 года. Чем только не занимался — и продажами, и рекламой, и посредничеством. Но на постоянную, устраивающую меня прибыль вышел только в прошлом году», — говорит московский предприниматель Павел. Первый его бизнес в Интернете вырос из желания пристроить написанные в институте программы. «Я закончил „Бауманку“, а там учили без дураков. Так что это были реально хорошие, работающие программы. Немного доделал, создал „народный“ (на бесплатном хостинге. — „МК“) сайт. Он был страшный, раскруткой я практически не занимался, но что-то продавалось. Потом я заплатил дизайнеру за приведение сайта в божеский вид, перевел его на платный хостинг, чуть вложился в контекстную рекламу, провел SEO (поисковая оптимизация. — „МК“)... У меня с этого сайта программы до сих пор понемногу покупают», — рассказывает Павел. Собственно, с попытки раскрутить собственный сайт и начались другие направления интернет-бизнеса Павла. Сегодня у него около десяти компаний и, наверное, порядка сотни интернет-ресурсов: продающих, ищущих, помогающих интернет-пользователям и интернет-бизнесменам, консультирующих и обучающих. Теперь Павел пишет книгу про интернет-бизнес и создает сообщество таких же интернет-предпринимателей. «Чтобы лоббировать интересы отрасли», — серьезно поясняет он. Большинство интернет-проектов можно разделить на несколько видов: продажи (в том числе посредничество), информация, реклама. Отдельным блоком стоят интернет-игры и социальные сети: эти виды бизнеса требуют наличия профессиональных навыков, команды и достаточно серьезных вложений. Мы же поговорим о тех видах заработка, которые доступны даже одиночкам при небольших вложениях и минимальных навыках программирования. «Рано или поздно большинство приходит к пониманию того, что серьезные деньги реально заработать только на продажах», — считает столичный бизнесмен Сергей. По его мнению, продавать в Интернете можно все что угодно: телевизоры и утюги, программы и стихи. Главное — найти своего покупателя. Или найти такой товар, который окажется нужен сразу многим. На этом этапе, в сущности, и отсеивается наибольшая часть новичков. «Предположим, вы решили продавать программы. Первое, о чем вам нужно будет подумать, — как убедить потенциальных покупателей в их качестве? Вряд ли кто-то захочет отдавать деньги за кота в мешке», — говорит Павел. Хорошим выходом является предоставление бесплатного доступа к усеченной версии программы или временного доступа к полной версии. Повезло, если удалось сделать программу для платформы Android: в бесплатном доступе дать версию с ограничениями, в платной — с хорошими дополнительными возможностями. Однако есть и проблемы. Во-первых, очень высокая конкуренция — количество продавцов программ просто немыслимо. Не затеряться в этом море — первая задача новичка. Вторая проблема — хакеры. Сегодня в Интернете есть хорошо организованные сообщества, специализирующиеся на взламывании особо популярных и удачных программ. Для тех, кто не дружит с программированием, но имеет родственников или друзей в США, Великобритании или Китае, хорошей возможностью является организация интернет-магазина, предоставляющего возможность покупать товары в известных интернет-магазинах этих стран. В Китае есть даже целое сообщество говорящих по-русски «торговых представителей», готовых от вашего имени делать заказы, арендовать склад, закупать и пересылать товары в Россию. Знающие люди говорят, что большинство из них честны — слишком узок круг «русистов», так что обманщик будет выгнан из сообщества с позором. Но то же сообщество не посчитает обманом, например, ситуацию, когда торговый представитель ошибочно заказал не тот товар или товар оказался не того качества. А такие случаи для Китая не редкость. Общая проблема для всех интернет-продаж: деньги покупатель платит вперед. И это сильно снижает объемы бизнеса — доверчивых людей у нас мало. Поэтому для интернет-магазина и его владельца крайне важна репутация. Для ее зарабатывания все средства хороши: работа в социальных сетях, создание сообщества лояльных покупателей с бонусами и скидками, открытая на сайте «книга жалоб и предложений» и т.п. Можно пойти другим путем — продавать уже закупленные самостоятельно товары. Но в этом случае придется иметь дело с товарными остатками — а это аренда складов, замораживание оборотных средств. К тому же при расплате, например с курьером, есть опасность нарваться на криминал: опять же целые банды специализируются на заказе дорогостоящей техники, за которую не отдают денег. А вот что не стоит продавать — так это собственные услуги. «Сегодня компаний, занимающихся изготовлением и продажей сайтов, интернет-рекламой и так далее, просто тьма. И это настоящие монстры, с хорошим штатом, большим опытом и значительной долей этого ограниченного рынка. Вы просто зря потратите деньги, пытаясь оттянуть у них часть клиентов», — уверен Сергей. Сейчас в Интернете стремительно развивается консультационный и обучающий бизнес. Если вы что-нибудь умеете или знаете такого, что может принести деньги или удовольствие (здоровье, успех и проч.), то самое время создать какой-нибудь обучающий курс. Он может быть записан на DVD-диске, который вы будете продавать, или существовать в виде модного ныне вебинара с платным доступом. Наибольшим успехом, говорит Павел, пользуются обучающие бизнес-курсы: например, про те же способы заработка в Интернете. Наименьшим — всевозможные психологические тренинги и обещания «верну любимого, сниму порчу». Сам Павел постоянно ведет курсы как раз по заработку в Интернете. Не боится ли он, что вырастит конкурентов себе на голову? «Из ста человек, заплативших за мой курс, реальными конкурентами станут только 20. Но они бы все равно ими стали — разве что чуть позже. Остальные быстро поймут, что при внешней легкости интернет-бизнес требует немалого упорства, и бросят это дело», — уверен Павел. Реклама — самый, наверное, развитый сегмент интернет-бизнеса. Заработать тут можно самыми разными способами — от сотрудничества с компаниями, предоставляющими контекстную рекламу, до участия в партнерских программах и продажи ссылок. Привлекателен этот бизнес прежде всего видимостью легкости и отсутствием требований специальных знаний и навыков. Для участия в партнерских программах, например, вообще достаточно просто зарегистрироваться на соответствующем ресурсе — и если кто-то, перейдя с вашего сайта, что-то купит, вам «капнет процент». Однако легкость этого бизнеса обманчива. «Многие обожглись на рекламном бизнесе и теперь уверяют, что здесь работают одни мошенники. На самом деле нужно просто учитывать особенности этого сегмента», — говорит Павел. Прежде всего нужно понимать, что от каждого отдельного проекта денег поступать будет немного. «Даже самые успешные в этом бизнесе имеют не больше 50 тыс. руб. в месяц с одного контракта. Но таких контрактов у них десятки», — поясняет Павел. Однако управлять множеством микрозаработков — тоже работа, и довольно хлопотливая. Второй момент: так как деньги вам начисляются на основе переходов посетителей, то учет вашего заработка ведется по результатам фиксации переходов. Но для Интернета и компьютеров сбои — не редкость. В результате, говорит Павел, какую-то часть приведенной вами аудитории вам всегда не засчитывают. «Это и порождает разговоры о мошенниках. На самом деле нужно смириться с неизбежностью потерь и только следить, чтобы они не превышали разумной величины», — говорит Павел. Одним из лучших вариантов заработка на рекламе Сергей считает создание и раскрутку собственного сайта с размещением на нем статей: ссылки в интересных статьях могут приносить очень хороший доход. По его мнению, лучше всего создать нишевой сайт на близкую вам тему и размещать на нем не только рерайты тематических статей из Интернета, но и собственные оригинальные статьи. «Например, если вы любите кошек, то можете создать „кошачий“ сайт — и писать там на соответствующие темы. Еще лучше — создать форум и привлекать к написанию статей посетителей сайта», — приводит пример Сергей. Хотя стартап в Интернете стоит значительно меньших денег, нежели в «реале», все же на сэкономленной зарплате дело не поставить. Где взять деньги? Раньше чаще всего брался потребительский кредит — но сейчас банки научились быстро вычислять тех, кто берет деньги таким образом, и отказывают им, говорит Сергей. Конечно, можно наскрести и по родственникам и знакомым, но такие долги редко бывают долгосрочными, а интернет-бизнес не окупается в три месяца. Более того, нужно быть готовым к тому, что первые год-полтора деньги будут приходить очень незначительные, а то и вовсе придется самому «подкармливать» свой бизнес. Москвичам здесь повезло — столичная мэрия в рамках поддержки малого бизнеса дает субсидии на стратап и на развитие бизнеса. Начинающий предприниматель может рассчитывать на сумму до 500 тыс. руб., а на создание инновационного продукта можно получить уже до 5 млн. Обращаться нужно в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства. Там, кстати, не только проконсультируют по поводу открытия собственного дела, но и могут предоставить льготную аренду помещений. Для тех, кто регистрирует своих клиентов, полезно пообщаться с образованным при департаменте экспертным советом по защите персональных данных на малых и средних предприятиях: информация о персональных данных должна быть защищена в соответствии с законом, а для малого бизнеса это трудная задача. Жителям других регионов стоит поинтересоваться соответствующими программами в местных администрациях. Не забудьте, что интернет-бизнес относится к инновационным видам деятельности, так что помощь в рамках программ по поддержке инноваций можно получить быстрее, чем в традиционных видах деятельности. |