фото: Михаил Ковалев По мнению аналитиков, запрет мэра приведет в первую очередь к тому, что ликвидность объектов офисной недвижимости будет все больше зависеть от наличия доступной для рядовых сотрудников парковки. Офисы с дефицитом дешевых стоянок могут существенно потерять привлекательность в глазах арендаторов, тогда как бизнес-центры с достаточным для сотрудников количеством машино-мест будут более востребованными. Это в общем-то честно: инвесторы, соблюдавшие правила во время строительства, получат бонус сейчас. Существуют общепринятые нормы обеспеченности бизнес-центров машино-местами. Считается, что на 100 квадратных метров арендуемой площади должно приходиться одно машино-место. По данным специалистов, лучшими условиями для парковки в центре Москвы обладают бизнес-центры «Военторг» (540 мест на 27 тыс. кв. м арендуемой площади), «Аквамарин-3» (643 машино-места на 33 тыс. кв. м) и Lotte Plaza (289 мест на 20 тыс. кв. м). Платные уличные парковки около офисных центров, безусловно, создадут дополнительные машино-места. Однако эта мера сделает условия более комфортными лишь для сотрудников с высоким достатком. — С одной стороны, при цене за парковку в 200–300 руб. в час работники с невысоким уровнем достатка вынуждены будут пересесть на общественный транспорт, — комментирует директор по развитию Департамента офисной недвижимости Максим Жуликов. — С другой стороны, парковку около таких офисных центров смогут позволить себе лишь топ-менеджмент и генеральные директора компаний, которые будут оставлять свои машины в более комфортных условиях. Однако под воздействием общественности собственники компаний, возможно, станут выбирать более удобные для своих сотрудников офисы. Ими могут стать объекты, расположенные за пределами зоны действия нового постановления Собянина. Еще больше повысить свою привлекательность для потенциальных арендаторов могут северо-западное направление в районе Ленинградского проспекта и юго-запад Москвы (начиная с Хамовников и Гагаринского района и заканчивая станциями метро «Проспект Вернадского» и «Калужская»), где уже сейчас развиты деловые кластеры. Увеличится спрос и на офисные площади по Кутузовскому проспекту, пользующиеся популярностью у многих топ-менеджеров из-за близости к месту жительства. Кроме того, дефицит бесплатных парковочных мест может повысить интерес собственников к особнякам в Центральном округе, имеющим огороженную территорию с определенным количеством машино-мест для арендаторов. А вот торговой недвижимости Москвы запрет на бесплатную парковку в центре и прилегающих к нему районах ничем не грозит. «Большинство торговых центров обеспечено собственной стоянкой для машин, которая при средней стоимости 100–150 руб. в час пользуется спросом у автомобилистов. Поэтому потоки посетителей в ТЦ останутся на прежнем уровне, — объясняет директор Департамента торговой и региональной недвижимости Алексей Могила. — Наличие парковки на улице играет важную роль для магазинов в сегменте стрит-ритейла, но и здесь серьезных движений не будет ни по арендаторам, ни по ставкам. За редким исключением основное количество парковочных мест здесь занимают не машины покупателей того или иного товара, а все-таки автомобили местных жителей и офисных сотрудников. Большинство арендаторов торговых помещений после введения платных парковок могут вообще отменить плату за стоянку при условии совершения покупки. А бренды высокой ценовой категории в состоянии арендовать 3–5 парковочных мест для покупателей даже за 300 руб. в час». |