фото: Александр Астафьев Как отметил глава думской комиссии по экономической политике и предпринимательству Игорь Протопопов, программа уже прошла общественные обсуждения. Под нее запланированы бюджетные средства (всего — 18 млрд. рублей на 2012–2016 годы). И тем не менее депутаты, члены экспертного совета при думской комиссии, а также представители предпринимательских сообществ собрались, чтобы еще раз все обсудить и подумать, чем дополнить посвященную малому и среднему бизнесу подпрограмму, чтобы сделать ее более эффективной и прозрачной. Презентацию основных положений подпрограммы представил заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Герасимов. По его мнению, потенциал МСБ в столице не реализован полностью — и сравнения с мировыми тенденциями далеко не в нашу пользу. Так, например, в развитых мегаполисах на МСБ приходится более 50% и по количеству рабочих мест, и по доле в ВВП. Например, в Шанхае в МСБ трудится 82% населения, в Токио — 77%, в Нью-Йорке — 63%, Лондоне — 50%... В Москве же в малом и среднем бизнесе занято всего лишь около 34% трудоспособного населения, а доля МСБ в валовом региональном продукте не превышает 25% (в Сингапуре — это 60%, в Мадриде — 80%). Еще одно печальное для Москвы сравнение: доля сектора услуг в МСБ в мире составляет не менее 37%, тогда как в нашей столице — лишь 11%. Зато 39% городских МСП сегодня трудятся в торговле... Увы, даже среди российских городов по уровню развития МСБ Москву ставят лишь на 17-е место. Справка ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ? ВАО:(495)780-92-98, www.vao.mbm.ru ЗАО:(495)932-55-01, www.zao.mbm.ru ЗелАО:(495)989-10-30, www.zelao.mbm.ru САО:(495)223-27-07, www.sao.mbm.ru СВАО:(499) 180-35-25, www.svao.mbm.ru СЗАО:(499)197-97-40, www.szao.mbm.ru ЦАО:(495)780-92-42, www.cao.mbm.ru ЮВАО:(495)362-18-16, www.uvao.mbm.ru ЮЗАО:(495)780-92-23, www.uzao.mbm.ru ЮАО:(495)780-92-08, www.uao.mbm.ru К тому же налоговые поступления от МСБ наполняют городскую казну всего на 10% — из-за того что многие предприниматели ведут теневой бизнес, заключил Герасимов. С его слов, основная цель подпрограммы — повысить и пополнить потенциал предпринимательской активности. А основными принципами ее реализации станут эффективное использование бюджетных средств, равнодоступность, прозрачность и понятность мер поддержки для предпринимателей. Перед тем как начать работать над программой, ее разработчики задались вполне резонным вопросом: а что, собственно, сейчас тормозит развитие МСБ в городе, с какими барьерами сталкиваются предприниматели? Было выделено 6 основных причин. Прежде всего это низкая доступность финансовых ресурсов. Не секрет, что малым предпринимателям особенно сложно получать банковские кредиты, а для начинающих бизнесменов они и вовсе недоступны. Во-вторых, развитие бизнеса в Москве тормозит низкая доступность торговых, производственных, офисных площадей. Мешают развитию МСБ ограниченный доступ к рынкам сбыта (как российским, так и зарубежным) и недостаток квалифицированных кадров (вопросы, куда и на что пойти учиться, актуальны как никогда). К тому же поддержка начинающего предпринимательства в городе почти отсутствует, в отличие от административных барьеров и коррупции. К перечисленным причинам можно добавить еще острый дефицит доступной и понятной для предпринимателей информации, например о том, какие меры поддержки для них существуют уже сегодня. Да и город, увы, не ведет мониторинга эффективности этих мер поддержки. Как отметил Герасимов, главным отличием новой программы от всех предыдущих станет акцент на поддержке новичков: «Чем больше у нас будет начинающих предпринимателей, тем больше отдача для города, в том числе в виде поступающих налогов. Ведь если новое семечко поливать и подкармливать, вырастет здоровое, крепкое растение». За пять лет количество малых и микропредприятий в Москве должно вырасти на 17 тыс. (или на 8%). Начинающим будут предоставлять не только финансовую помощь. Для них появятся разнообразные тренинги и консультации, начнут активно развивать центры молодежного предпринимательства. Для решения имущественных проблем бизнеса власти намерены открыть специализированные офисные центры для МСБ. Они будут полностью оборудованы и приспособлены к работе. Кроме того, город сосредоточится на предоставлении предпринимателям субсидий, которые дают наибольший эффект. Так, планируют повысить количество получателей компенсаций по возмещению процентной ставки по кредитам и поручительств гарантийных фондов города. Чтобы у предпринимателей не возникало проблем с продвижением своей продукции на рынок, власти готовы выдавать им субсидии на участие в ярмарках. А чтобы представители МСБ могли без проблем повышать квалификацию, город будет компенсировать им часть затрат на обучение, которое они пройдут самостоятельно. В итоге, как надеются в департаменте, к 2020 году Москва превратится в один из лучших в Восточной Европе городов для создания и ведения собственного бизнеса. «Наша задача — не просто плодить юридические лица, а выводить их к концу третьего года на уровень прибыльности. Мы будем их выращивать и мониторить, насколько эффективно расходуются субсидии», — пояснили в департаменте. «Не надо бояться открывать свой бизнес, — призывает Герасимов. — Даже если проект станет неуспешным, любой предприниматель имеет право на ошибку». На реплику Бориса Богуславского из «Деловой России»: «Стоит ли сначала финансировать начинающих предпринимателей, а потом обучать? Надо говорить о семенах, которые взойдут, а не тратить деньги на те, что никогда не взойдут», — г-н Герасимов ответил так: «Мы хотим организовать что-то типа курсов молодого бойца для начинающих предпринимателей и привязать получение субсидий к обязательному прохождению этих курсов. Они ведь должны знать, что такое бизнес, с какими проблемами они могут столкнуться, на какую помощь могут рассчитывать. Во время этого двухдневного семинара расскажут и о том, как работает система поддержки предпринимателей в городе. Пока не будет пройден такой курс, никто не сможет получить субсидии». В итоге эксперты пришли к выводу, что хотя программа и готовилась в сжатые сроки, в ней есть много полезного для развития малого и среднего бизнеса в столице. При этом департамент определил приоритетные для города сферы деятельности, которые могут рассчитывать на поддержку в первую очередь: это социальная сфера, образование, здравоохранение. «Вот и получится, что коммерческая стоматология получит поддержку, а магазин, где со скидками продают товары ветеранам, — нет», — заключила Игнатова. Вчера в технопарке «Строгино» исполнительный директор Агентства экономического развития Западной Швейцарии Филипп Моннье встретился с представителями московских малых инновационных компаний, желающих побывать на стажировке в этой альпийской республике. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы и Департамент науки, промполитики и предпринимательства г. Москвы второй год подряд организуют подобные стажировки. В прошлом году представители малого бизнеса столицы ездили в Израиль, США и Китай. В этом году впервые московские предприниматели получили возможность отправиться на пятидневную стажировку в Швейцарию, чтобы обменяться опытом с представителями европейской бизнес-среды, получить новые знания и, возможно, приобрести контакты для дальнейшего развития своего дела в этой стране. Часть расходов на поездку будет субсидирована за счет бюджета города Москвы. Во время встречи столичные предприниматели буквально забросали Филиппа Моннье вопросами. Чаще всего они касались перспектив развития интернет-технологий и мобильной связи. В конце ноября 16 представителей малого бизнеса Москвы, прошедших конкурсный отбор, отправятся в Западную Щвейцарию. Подробности — в следующем выпуске «МБ», который выйдет 28 сентября. |