От экономики директив к экономике инициатив

 
					
 
					
						
						От экономики директив к экономике инициатив   фото: Наталия Губернаторова

По словам председателя Минского союза предпринимателей Владимира Карягина, первые три года власть не обращала внимания на эти инициативы. Но затем неожиданно стала прислушиваться к тому, о чем говорят бизнесмены. В 2010 году на мартовском собрании представителей малого бизнеса было сформулировано 117 злободневных вопросов, которые необходимо решать в оперативном режиме. И, как утверждает Владимир Карягин, к концу года 84 пункта из этого списка либо решены, либо попали в поле зрения соответствующих должностных лиц. Во многом такая результативность вызвана проведением президентской кампании в республике, которую деловые люди постарались использовать для продвижения своих интересов.

10 кандидатов на должность президента включили в свои программы положения о поддержке предпринимательства. Это относится в том числе и к Александру Лукашенко, который в своем предвыборном манифесте предлагает предоставить полную свободу частной инициативе, обещает переход от экономики директив к экономике инициатив. В частности, будет защищено право руководителя на деловой риск, снижены налоги, упрощена отчетность и административные процедуры. Многолетний властелин Белоруссии обещает, что в стране будет создан благоприятный бизнес-климат, в основе которого лежит принцип: разрешено все, что не запрещено. Не отстают от него и другие кандидаты: в их программных документах также много сказано о поддержке бизнеса. Более того, многие положения взяты из платформы белорусского бизнеса.

Сейчас готовится директива президента Белоруссии о предпринимательстве. О важности этого документа свидетельствует такой факт: за всю историю 16-летнего правления Александра Лукашенко было издано всего лишь три директивы. И сейчас будет четвертая. Причем, что важно, ее текст в основном написан самими же предпринимателями. В документ включены свыше 40 пунктов, которые имеют стратегическое значение для развития бизнеса.

Впрочем, и сами предприниматели становятся активнее. В частности, ими подготовлена программа по созданию 40 тыс. рабочих мест в IT-секторе республики. Ставится амбициозная цель: превращение Белоруссии в крупный международный центр программирования.

Одна из причин, почему белорусские власти неожиданно повернулись лицом к малому бизнесу, связано с необходимостью решать вопрос трудоустройства населения. Согласно планам белорусского правительства, в ближайшее время освободится 300 тыс. бухгалтеров, 120 тыс. чиновников. А законодательство к этому не готово, с каждым работником следует заключать контракт. В соседней Польше фирмы одалживают при необходимости работников другой компании без официального оформления. Поэтому в Минске понимают: нужно менять систему трудового законодательства для развития бизнеса.

Сегодня диалог между бизнесом и властью проходит на 23 рабочих площадках. Обсуждаются такие ключевые темы, как налоги, импортозамещение, ряд других вопросов. Но местные бизнесмены считают, что этого недостаточно, необходим механизм реализации достигнутых договоренностей, система частно-государственного партнерства. Для Белоруссии это особенно важно, так как в стране именно государство является главным и самым крупным экономическим агентом. И основные дотации, инвестиции до сих пор направлялись в государственный сектор. Теперь власти поняли, что это тупиковый путь и надо что-то менять. В том числе приватизировать часть государственной собственности.

Совсем недавно был опубликован проект развития страны на ближайшие 5 лет, который вызвал бурные обсуждения. Для Белоруссии факт необычный, такие документы ранее не выносили на публику. Там даже есть такие слова, как субконтрактация. И, как считает Владимир Карягин, определенная заслуга в этом принадлежит московскому Межрегиональному центру промышленной субконтрактации и партнерства. Его эффективная деятельность помогла произвести определенный переворот в головах как чиновников, так и промышленников. До сих пор между государственным и частным сектором в стране пролегала непреодолимая пропасть. Директора госпредприятий просто боялись сотрудничать с частными предприятиями, делать им заказы. Но теперь в этом вопросе есть некоторый сдвиг. Вместе с министерством промышленности частный бизнес намерен разработать проект закона о промышленной политике и саму концепцию промышленной политики, в которой малый бизнес займет важное место.

Сегодня Россия, Белоруссия и Казахстан образовали Таможенный союз. И нам уже есть чему поучиться у братьев-славян. К примеру, в Белоруссии груз растаможивается за 24 часа, в России — пока за 3—4 дня. С 1 января резко возрастает налоговая нагрузка на российский малый бизнес. Это привело к тому, что многие российские малые фирмы намерены перерегистрироваться и работать под юрисдикцией Белоруссии. Это открывает для малого бизнеса Белоруссии новые перспективы.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей