Бензин сегодня – больше, чем бензин

 Бензин сегодня – больше, чем бензин

Приближающаяся уборочная кампания обещает, по прогнозам Минсельхоза, хороший урожай. А вот рынку нефтепродуктов она сулит очередное испытание. Оно даже может стать уникальным, поскольку сезонный скачок спроса на ГСМ стране предстоит встретить с новыми правилами игры. Вступил в силу закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". Он предусматривает, что правительство вправе регулировать цены на нефтепродукты. Точный их перечень не приводится, но, как правило, к ним относят ГСМ, используемые для сельскохозяйственных работ: дизельное топливо и бензин с низким октановым числом, а также наиболее ходовой 93-й бензин.

Госрегулирование предполагает введение предельных цен на розничную продажу нефтепродуктов. При этом ценовая планка меняется не чаще раза в месяц. В принципе, подобный механизм уже работает, правительство фиксировало максимально допустимые цены. Однако они существовали фактически без правовой основы, за счет административного ресурса. Теперь же предельные цены предусмотрены законом, и потому с продавцами, которые будут их превышать, разговор будет коротким.

Но госрегулирование цен – далеко не единственная мера. Особая статья в законе предусмотрена специально для обеспечения сельхозпроизводителей нефтепродуктами в период посевной и уборочной кампании. Минсельхозу надлежит ежегодно рассчитывать, сколько ГСМ требуется аграриям. А Министерство нефти и газа, в свою очередь, будет включать нужные объемы в планы по переработке нефти. Схожая мера введена и для теплоснабжающих организаций, то есть котельных, для которых будет рассчитываться потребность в топливе на каждый отопительный сезон.

При этом как оптовые, так и розничные продавцы нефтепродуктов обязаны будут с 1 марта по 31 мая и с 1 августа по 31 октября отдавать приоритет при реализации ГСМ производителям сельхозпродукции, а с 31 октября по 1 марта – теплоснабжающим организациям. Таким образом, с 1 августа уже наступил "приоритетный период" для аграриев.

Также вводится целая система планирования, которая охватывает все звенья производственной цепочки. Что касается планов по нефтепереработке, то они будут утверждаться по всей республике ежегодно до 15 декабря. А чтобы планы исполнялись, предусмотрено составление графиков поставок на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сырой нефти. Наконец, план поставок будет утверждаться и для поставок нефтепродуктов.

Исполнение всех планов – поставок нефти, ее переработки и поставок готового топлива – будет отслеживаться при помощи системы мониторинга.

Новый закон вводит ряд ограничений в сфере торговли нефтепродуктами. Ведь не секрет, что именно на этой стадии чаще всего и происходит накрутка цен на ровном месте. Например, за счет переоформления одной партии бензина через несколько фирм, каждая из которых получает свою маржу, при этом частенько у них из производственных активов есть только бланк и печать. Чтобы избежать этого, в законе установлен запрет оптовым поставщикам нефтепродуктов продавать их другим оптовикам. Оптовые поставщики обязаны хранить ГСМ, предназначенные на продажу, на нефтебазах или в резервуарах, при этом не допускается, чтобы несколько компаний пользовались одним резервуаром. Иными словами, взят курс на то, чтобы убрать с рынка оптовиков-посредников, не занимающихся реальными поставками и не имеющих своих активов. Кроме того, оптовики будут еще и проходить аккредитацию, доказывая наличие у них собственных резервуаров и приборов учета.

В новом законе предпринята попытка взять под контроль все уязвимые места, из-за которых на рынке не прекращается ценовая лихорадка и перебои с поставками: это обеспечение заводов сырой нефтью, регулирование оптовой торговли нефтепродуктами, сезонные всплески спроса на топливо.

"Большую тройку" ждёт перестройка

Тем не менее сам по себе закон не насытит рынок качественным и доступным топливом – сделать это могут лишь НПЗ. Решающее значение в отрасли имеют три крупнейших завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Количество мини-НПЗ постоянно растет, однако они занимают мизерную долю в производстве нефтепродуктов и даже в перспективе хоть сколь-нибудь серьезного влияния на рынок оказать не смогут. И причина – не в слабых мощностях, а в неспособности отвечать требованиям качества. Мини-НПЗ чисто технологически не в состоянии производить бензин стандарта "Евро". Поэтому все зависит от "большой тройки". В Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) входят и проекты по модернизации и Атырауского, и Шымкентского, и Павлодарского НПЗ. ПФИИР ставит цель увеличить в 2014 году объем переработки нефти до 15 млн тонн (для сравнения, в прошлом году было переработано 13,7 млн тонн). Глубина переработки нефти должна вырасти до 87–90%. Это ключевой показатель, который означает, какой эффект удается получать из сырой нефти – невосполнимого природного богатства. При высоких технологиях из нее производят продукцию высокого предела, которая дорого продается на рынке, а при низких – ограничиваются примитивными и дешевыми нефтепродуктами – такими как бензин, дизтопливо, мазут.

Сейчас глубина переработки нефти в Казахстане составляет около 70%. Это значит, что отечественная нефтепереработка недалеко ушла от сырьевых отраслей. Исправить ситуацию предназначены проекты, включенные в республиканскую карту индустриализации.

На Атырауском НПЗ по программе ФИИР будет сооружен комплекс глубокой переработки нефти для выпуска топлива, отвечающего стандартам "Евро-4" и "Евро-5" в таких объемах, которые позволят отказаться от их импорта. Перерабатываться будет до 2 млн 400 тыс. тонн сырья в год, причем не только нефть, но и остатки других продуктов, в частности, мазута, тяжелого газойля. Перегонка мазута в евробензин позволит максимально полно использовать сырье и значительно увеличить доходность предприятия. В целом глубина переработки нефти на заводе вырастет до 82–86%.

Кроме того, на АНПЗ ведется создание фактически совершенно нового производства – комплекса по производству ароматических углеводородов. Его продукцией станут бензол и параксилол, которые являются базовым сырьем для нефтехимии. Генеральным подрядчиком проекта стоимостью более миллиарда долларов выступает китайская компания "Синопек Инжиниринг". В настоящее время выполняются строительные работы на предварительно подготовленных площадках.

Продукцию нового комплекса начнут поставлять как на экспорт, так и на отечественные предприятия, ведь здесь же, в Атырауской области, будут возведены и гигантские нефтехимические мощности, которым потребуется сырье. Бензол, производство которого достигнет 133 тыс. тонн в год, используется для получения капронов, красителей, ядохимикатов, стройматериалов, лекарственных препаратов, растворителей. Параксилол, объемы выпуска которого составят до полумиллиона тонн ежегодно, используется для получения пластических волокон, которые применяются в автомобильной промышленности.

Сегодня самым молодым в республике является Шымкентский НПЗ, введенный в строй в 1985 году и вырабатывающий 30% всех казахстанских нефтепродуктов. По программе ФИИР реализуется проект, направленный на еще большее увеличение мощности завода – до 6 млн тонн в год. Глубина переработки нефти достигнет 90%. В прошлом году на Шымкентском НПЗ уже была произведена замена оборудования установки риформинга, что позволило увеличить производство высокооктановых бензинов.

Модернизация Павлодарского НПЗ станет, пожалуй, крупнейшим проектом из всех трех заводов, и для нее потребуются инвестиции в объеме почти $2 млрд. Проект пока еще находится на стадии определения источника финансирования и подрядчика. В настоящее время производство на заводе уже является достаточно высокотехнологичным, обеспечивая глубину переработки до 85%. После модернизации она вырастет до 90%, а главное, увеличится объем переработки до 7,5 млн тонн нефти в год. При этом автомобильный бензин станет соответствовать стандарту "Евро-4" с последующим выходом на "Евро-5".

Огромные суммы инвестиций, которые потребуются для модернизации "большой тройки" НПЗ, должны уже в недалёком будущем принести Казахстану существенную отдачу.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей