Много — это озвученная идея о дальнейшей интеграции стран еврозоны. Фактически французский президент и немецкий канцлер призвали к созданию единого экономического правительства для стран, использующих евро. То есть для координации финансовой политики всех 17 стран еврозоны должна быть создана специальная комиссия под председательством нынешнего председателя Европейского совета Хермана ван Ромпёя (ему же прочат роль и президента еврозоны). Заседания этого органа должны проходить два раза в год. Как застрельщики интеграционных процессов, Меркель и Саркози пообещали, что с 2013 года в их странах ради укрепления общей валюты будет введен единый налог на прибыль организаций и юридических лиц. Мало — потому что от парижской встречи ждали более серьезных предложений. И рынки, не увидевшие решительных предложений от франко-немецкой пары, отреагировали на это “мало” довольно-таки негативно. Глава германского правительства усомнилась в целесообразности создания общеевропейских облигаций как способа выхода из кризиса. Их еще называют евробондами — речь идет о коллективных долговых обязательствах европейских стран. Саркози насчет этих облигаций выразился не столь решительно — намекнув на то, что не исключает их появления в будущем. На днях в интервью Би-би-си ярым сторонником введения евробондов выступил американский финансист Джордж Сорос. По его мнению, создание коллективных финансовых обязательств позволит европейцам справиться с долговым кризисом и одновременно привести в порядок свои бюджеты. И если этого не сделать, пугает Сорос, то евро рухнет — да так, что никому в мире мало не покажется. Критики евробондов (к числу которых относится и Ангела Меркель) боятся, что все это выльется в перекладывание ответственности с проблемных экономик на экономики здоровые. То есть расплачиваться за менее дисциплинированных соседей по еврозоне придется все тем же Германии и Франции. В Париже и Берлине хотели бы видеть несколько иную картину — чтобы “периферийные” экономики проводили жесткий курс по сокращению бюджетных расходов. Германия и Франция призывают страны еврозоны к более жестким мерам экономии. Причем Саркози заявил, что данные о лимите госдолга должны быть прописаны во всех государственных конституциях самое позднее до лета 2012 года. Мировые фондовые площадки отреагировали на решение франко-немецкого “мирового правительства” по-разному. Европейские биржевые игроки, естественно, были несколько разочарованы. Единый евродолг приказал долго жить (по крайней мере к его реанимации приступят не скоро), Европейский фонд финансовой стабильности также не увеличили с нынешних 440 млрд. евро до необходимого в условиях кризиса 1 трлн. (а ведь сделать это обещали еще год назад). Новые налоги и ужесточение бюджетной политики вводятся не ранее 2013 года. Иными словами, рынкам в ближайшее время, когда, собственно, и может случиться вторая волна рецессии (спада ВВП), придется спасаться собственными силами. Не случайно евробиржи вчера “похудели” в диапазоне от 0,3% до 1%. Но, с другой стороны, и нового обвала образца начала августа также не случилось. В России вчера биржевые индексы вообще хоть и немного, но подросли. А акции электроэнергетических компаний прибавили сразу по 5—8%. Рубль также понемногу укрепляется, хотя до значений начала августа ему еще далеко. Но скорее всего это случится довольно быстро, так как дорожает основа рубля — нефть. Вчера Brent стоил уже больше $110 за баррель. Казалось бы, все хорошо, несмотря на половинчатые решения Саркози и Меркель. Но не все так просто. Слишком плоха статистика производства и в Европе, и в США, и в России. Во втором квартале практически везде встал ВВП. А это предвестник осенней рецессии. Особенные опасения вызывает как раз российская экономика. Во-первых, согласно Росстату, промпроизводство в июле, то есть еще до августовского биржевого обвала, выросло к июню всего лишь на малозаметные 0,4%. Два месяца подряд — июнь и июль — падают цены в промышленности. А это означает спад спроса, что опять же ведет к рецессии. Во-вторых, последние размещения ОФЗ (облигации федерального займа) фактически заканчиваются неудачей. Так, в последний раз удалось продать всего лишь 11% выпуска по максимально разрешенной доходности в 7,7% (для сравнения: доходность по американским и немецким госбумагам не превышает 2,3%). А тем временем российское правительство намерено в ближайшие два-три года покрыть дефицит бюджета за счет наращивания выпуска именно ОФЗ, нарастив при этом госдолг сразу в три раза. Как будто долговая катастрофа южного фаса ЕС для нас не указ. |