фото: AP Инфляция в ноябре составила 0,8% против 0,3% в прошлом году, сообщил Росстат. Всего с начала года потребительские цены выросли на 8,4%. Напомним, что еще недавно нас уверяли, что инфляция не превысит 7—8%. На днях Минэкономразвития уточнило прогноз по инфляции — до конца года она должна составить 8,3—8,5%. Так что прогноз уже устарел. Судя по опросам предпринимателей, будет хорошо, если инфляция в 2010 году не перешагнет отметку в 10%. Каждый месяц Росстат опрашивает руководителей около 600 наиболее крупных предприятий всех отраслей промышленности. Эти опросы — один из самых точных индикаторов реального положения дел в экономике: вряд ли кто-то знает, что происходит в промышленности лучше, чем те, кто непосредственно руководит процессом. К тому же, так как многие вопросы касаются прогнозов на ближайшие 3—4 месяца от времени опроса, это еще и опережающий индикатор, на основании которого можно строить довольно точные прогнозы на краткосрочную перспективу. Исходя из этого ближайшие перспективы для рядовых потребителей совсем не радостные. На протяжении всего 2010 года, вопреки рапортам чиновников об обуздании инфляции, директорский корпус говорил, что цены растут. В среднем тех, кто говорил о подорожании сырья и материалов для своей продукции, весь год было на треть больше тех, кто на это не жаловался. А тех, кто поднял цену на свою продукцию, было на 12—14% больше тех, кто оставил их прежними. При этом минимум поднявших цены пришелся на март (их было больше на 9%), а минимум тех, кто жаловался на рост цен на сырье и материалы, был в августе (их было на 31% больше). А вот в ноябре наблюдается максимум и среди тех, кто столкнулся с подорожанием сырья и материалов (их на 41% больше), и тех, кто поднял цены (их на 22% больше). Отметим, что в октябре подняли цены тоже на 22% больше тех, кто их сохранил, хотя жалоб на подорожание сырья и материалов тогда было гораздо меньше (+35%). Это говорит о том, что маховик инфляции раскручивается. И судя по ожиданиям бизнеса, его движение не собирается замедляться. Так, ожидают дальнейшего роста цен на сырье и материалы уже на 46% больше тех, кто ничего подобного не ждет. То есть, подавляющее число директорского корпуса России. При этом удивительно только то, что о намерении поднять цены на свою продукцию заявили только на 25% больше. Впрочем, судя по тому, что финансовое положение предприятий ухудшается, искушение поднять цены окажется сильнее скромности. И это еще не все плохие новости. При анализе распределения ответов по отраслям эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ обращают внимание на то, что “наиболее высокие темпы роста цен зафиксированы в сфере производства, ориентированного на внутренний рынок, — резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, пищевых продуктов (включая напитки) и табака”. То есть меньше цены будут расти у экспортно-ориентированных добывающих отраслей — еще бы, им приходится конкурировать на мировом рынке. А вот ориентированные на внутренний спрос предприятия, хорошо защищенные протекционистскими таможенными пошлинами от импорта, стесняться не собираются. При этом максимальный разрыв между ценами на сырье и ценами на продукцию предприятий наблюдался на предприятиях, производящих пищевые продукты (включая напитки) и табак, резиновые и пластмассовые, транспортные средства и оборудование. То есть ровно там, где наиболее быстро росли цены. Если добавить, что именно эти отрасли наиболее монополизированы и зарегулированы государством, можно показывать этот пример студентам экономических вузов для объяснения пользы свободной рыночной конкуренции. Если бы государственные усилия были направлены на сжатие этого ценового разрыва, возможно, рост цен удалось бы обуздать. Увы, следует признать, что между инфляцией и угрозой стагнации выбор был сделан не в пользу потребителей. Более того — государство и само поспособствует росту цен. Так, новые поправки в Налоговый кодекс РФ устанавливают более высокие ставки акцизов на табак и алкоголь в 2011—2013 годах. В 2011 году индексация ставок акцизов на этиловый спирт и алкоголь предусматривает их рост от 10 до 42,9%, в 2012 году — от 8 до 23%, в 2013 году — от 5,7 до 16,7%. Средняя индексация ставок акцизов на пиво с учетом инфляции составит в 2011 году 17%, в 2012 году — 22% и в 2013 году — 9,5%. Ставка акциза на сигареты в 2011 году будет установлена на уровне в среднем 20,7%, в 2012 году — 20% и в 2013 году — 7%. Прибавим к этому ставшее уже почти традиционным желание представителей ЖКХ и транспорта увеличить свои тарифы по максимуму. И зададимся вопросом — что останется в наших кошельках после всех обязательных трат (еда, транспорт, “коммуналка”)? Вопрос не праздный: судя по данным того же Росстата, зарплата у российских граждан вовсе не собирается расти. Так, в октябре средняя заработная плата в России даже уменьшилась на 1,5%. Заметим, что в то же время потребительские цены подросли на 0,5%. При этом минимальный набор продуктов питания в Москве за ноябрь подорожал на 1,6% до 2885 руб, подсчитал Росстат. А с начала года стоимость минимального набора выросла на 17,7%. Ответ может быть только очень грустным: нынешняя инфляция доедает деньги, доставшиеся гражданам в рамках повышения в этом году правительством пенсий, пособий и зарплат бюджетникам. Что еще раз доказывает простую истину: механический рост доходов населения без соответствующих системных изменений в экономике (прежде всего в области конкуренции) ведет в конечном счете лишь к увеличению денежной массы. А все “лишние” деньги бедных слоев населения довольно быстро оказываются у тех, кто имеет монополию (или господствующее положение) в предоставлении им товаров и услуг. |