Россия в ловушке

 Россия в ловушке

Аналитики, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 года, разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства, пишут «Ведомости».

В 1999-2008 годах российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже в следующем году рост замедлится до 2-2,5% в год (прогноз Минэкономразвития на 2011-й - 4,2%, на 2012-й - 3,5%), обещают правительственные эксперты.

Если власти попытаются разогнать экономику до роста на 6-7% в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16% ВВП и болезненный кризис.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Проблема конкуренции для России является важнейшей, указывают эксперты. Она не техническая, а макроэкономическая и даже политическая. Недостаток конкуренции разгоняет инфляцию, рыночные агенты слишком неравны, государственные и монопольные секторы превалируют, а новые компании натыкаются на барьеры при входе на рынок.

Чтобы избежать кризиса, нужно много усилий, предупреждают эксперты. Универсальной формулы устойчивого роста нет, пришли они к выводу после анализа историй успеха других стран. «Переходить реку, нащупывая камни под ногой», - напутствуют они российских чиновников словами китайского реформатора Дэн Сяопина. Но есть обязательные ингредиенты успеха: ориентация на внешний спрос, рыночное распределение ресурсов, высокая норма сбережений и макроэкономическая стабильность.

Эксперты назвали и четыре главных вызова: «демографический крест» - число занятых падает, а обязательства бюджета растут; «ножницы конкурентоспособности» - издержки высоки при слабых институтах; «институциональные разрывы» - отсталые институты при высоком качестве человеческого капитала; «сырьевая зависимость» - укрепление рубля стимулирует импорт, формирует дисбалансы во внешней торговле и ведет к деиндустриализации страны, росту неэффективной занятости.

Основной вопрос денежной политики и политики валютного курса заключается в скорости снижения инфляции до уровня 3-5% в год, пишут эксперты. Высокая инфляция - кость в горле: затрудняет преодоление бедности и усиливает расслоение населения.

Кроме того, высокая инфляция предопределяет высокие риски при инвестиционном планировании и выбор в пользу текущего потребления, а не сбережений, снижает доверие к национальной валюте и самому правительству. Рост цен бьет по таким важнейшим проектам государства, как превращение рубля в резервную валюту, а Москвы - в международный финансовый центр.

Конъюнктурные доходы опять следует отправлять в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. За 6 лет эксперты рекомендуют отказаться от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а цены на них выравнять на внутреннем и внешних рынках, отказаться от субсидирования экономики за счет заниженных цен на энергоресурсы. Нельзя больше увеличивать расходы бюджета, не связанные с финансированием инновационной экономики. Денежно-кредитную политику нужно ужесточать, считают эксперты, сокращать эмиссию денег Банком России и укреплять номинальный курс рубля.

Пенсионная реформа неизбежна, утверждают эксперты . Минимальный стаж надо увеличивать с 5 до 15-20 лет: с 5 до 10 лет одномоментно, далее наращивать постепенно, по году в год. Тарифы взносов в пенсионную систему, наоборот, нужно снижать до 20-22%, как и персонифицированный взнос на страховую и накопительную части пенсии - с 16 до 14%. Налоговую базу можно расширить за счет повышения порога зарплаты для отчислений взносов в пенсионную систему.

Пенсионный возраст нужно повышать до 63 лет для всех. Это можно сделать медленно, к 2035 году, и быстро - к 2030 году (по 6 месяцев за год для женщин и по 3 месяца в год для мужчин).

Реформы ослабят зависимость пенсионной системы от федерального бюджета, обещают эксперты, но не ликвидируют ее. До 2020 года пенсионный трансферт из казны составит 1,8-2,3% ВВП, а к 2050 г. сократится до 0,18-0,21%.

И если экономика России собирается развиваться и расти, то без мигрантов не обойтись, указывают эксперты: «Не бывает роста экономики без существенного прироста населения, а тем более при его убыли». Нужно развивать программы постоянной миграции, говорится в отчете, которые должны позволить компенсировать убыль населения мигрантами.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей