фото: Александр Корнющенко Своими соображениями по этому поводу поделилась советник уполномоченного по правам ребенка в РФ, член Координационного совета Минобразования по федеральной целевой программе “Дети-сироты” Галина Семья: — В Послании говорится о том, что органы опеки должны всячески содействовать семейному устройству детей. Но ведь отдать ребенка в детдом куда проще, чем найти для него приемную семью! Тут нужна соответственная подготовка специалистов органов опеки, эти люди должны знать и педагогику, и психологию, и юриспруденцию, а на сегодня ни один вуз таких специалистов не готовит. Сейчас кто только не работает в органах опеки! Галина Семья. — Но и вполне квалифицированный работник может предпочесть путь “наименьшего сопротивления”: в детдом — и никакой ответственности. — Для этого очень важна система стимулирования специалистов опеки. Есть интересный опыт Пермского края, где за устройство в семью сотруднику начисляются баллы, за возвраты детей — баллы вычитаются. Специалисты получают определенное вознаграждение в соответствии с количеством баллов. Но больше нигде у нас, увы, на сегодня системы нет. Кстати, в последнее время в связи с фактами жестокого обращения с детьми многие специалисты опеки стараются не отдавать ребенка в семью, если видят там хоть какие-то проблемы. Сейчас некоторые приемные родители боятся вести своего малыша в больницу, вызывать врача — мало ли какие обвинения могут против них выдвинуть. Между тем главная задача органов опеки — именно работа с семьей, недавно им вменили в обязанности и профилактику сиротства: раннее выявление семейного неблагополучия, чтобы потом не пришлось забирать малыша у родителей. Я вообще считаю, что в перечень показателей, характеризующих эффективность работы губернатора — в нем около 50 пунктов, — нужно внести показатель устройства детей в семьи. Тогда в регионе будут созданы для этого все условия. Кроме того, сейчас Минобразования готовит поправки в закон, которые введут обязательную подготовку кандидатов на усыновление, опекунство и пр. Потому что процент возвратов детей в детдома, который, надо признать, растет в последнее время, связан именно с тем, что люди взяли в семью малыша, будучи неподготовленными. Также нужна система сопровождения семей с приемными детьми, этого понятия, к сожалению, нет в федеральном законе об опеке и попечительстве. Эта система должна обеспечивать помощь семье, принявшей ребенка, во избежание семейных кризисов. — Пока детдома все же остаются — и они являются крайне закрытыми учреждениями. — Необходим закон об общественном контроле за соблюдением прав детей в учреждениях интернатного типа — он уже разрабатывается. Известно о случаях жестокого отношения к детям в интернатах, применения психотропных средств и пр., а многие такие случаи остаются неизвестными... Этот закон позволит осуществлять контроль с помощью независимых экспертов. А сейчас волонтеры рассказывают, что их не пускают в организации, требуют деньги за то, чтобы они вошли и поработали с детьми. — Человек, выйдя из казенного заведения, остается один на один с суровыми жизненными реалиями. Президент сказал, что ему нужно помочь адаптироваться. Возможно ли это сделать и как? — Этот вопрос сейчас особенно важен, т.к. принята государственная программа по обеспечению выпускников детдомов жильем. А это значит, что активизируется множество всяких черных риелторов. Я уже столкнулась с огромным количеством таких случаев. Одному выпускнику за месяц оформили в собственность выданную квартиру, и для ее продажи оставалось только получить справочку из детдома, что он там зарегистрирован. Так руководству детского дома пришлось три дня прятать мальчика от риелторов, которые штурмом пытались взять это учреждение. фото: Александр Корнющенко Сейчас Минобразования разрабатывает пакет документов, где будет жестко закреплено, что в течение пяти лет после начала самостоятельной жизни квартиру нельзя приватизировать и выпускник не может там прописать никого, кроме собственного ребенка. А вообще бывшему детдомовцу всегда нужен взрослый, который по любому вопросу подскажет, что нужно делать, — он так привык. И если на роль этого взрослого мы не поставим наставника, то это место точно займут нечистоплотные люди. Сейчас существуют центры соцзащиты, где выпускникам помогают. Но чтоб персонально, то такого практически нет. |