Перечень бесплатных данных от чиновников определяет Закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, который был принят еще в 2009 году. А вот минимальный объем информации, которая выдается бесплатно, должно было определить специальное постановление правительства. Согласно подготовленному проекту документа, безвозмездно чиновники намерены отдавать 20 страниц формата А4, если информация предоставляется ими на бумаге, или один мегабайт — если в электронном виде. Каждая дополнительная бумажная страница или 1 Мб данных обойдется просителю в 10 рублей. “Нестандарт” стоит дороже: если запрашиваемые сведения хранятся в бумажном виде в форматах от А3 до А0, то каждая страница обойдется в 100 рублей. И целых 1000 рублей — если формат превышает А0 (между прочим, один квадратный метр бумаги). А коли “бумажная” информация нужна просителю в электронном виде, то за ее оцифровку предлагается брать по 100 рублей за 1 Мб отсканированных данных. Информацию, которая вписывается в “бесплатные” объемы, чиновники пришлют по почте за свой счет. В противном случае получателю придется оплачивать бандероль самому. В запросе указан адрес электронной почты? Госслужащие вышлют файлы на него. Но если письмо получилось слишком большим для отправки по “электронке”, то данные можно получить, предоставив учреждению накопительное устройство. Могут прислать и на казенном носителе — тогда придется заплатить и за него. Впрочем, чиновники сначала должны в течение семи рабочих дней определиться со способом и стоимостью передачи информации, а потом предупредить гражданина о возможных расходах. Вопросов такое ценообразование вызывает предостаточно. В документе не определены требования к шрифту, размеру букв, междустрочному интервалу. А ведь они могут существенно увеличить количество страниц, подлежащих печати. Но если 10 рублей за страницу еще можно обосновать расходом краски и бумаги, то лишний перекачанный на флешку мегабайт не стоит ничего. Кроме того, не регламентируются объем и стоимость носителей, которые учреждения будут использовать для рассылки. Сама идея пользоваться обычной почтой для отправки электронных данных тоже смущает. Проект совсем не учитывает существования файлообменников. Гораздо проще “залить” данные на внешний сервер и выслать просителю по электронной почте ссылку на скачивание, чтобы человек смог сделать все это не выходя из дома. Вариант с закачкой запрошенных данных на файлообменник в Минэкономразвития обсуждался, рассказал “МК” замдиректора Департамента государственного регулирования в экономике Максим Паршин. Но пока от него решили отказаться: кто-то должен платить за хостинг и следить за безопасностью выложенных данных. Минэкономики не сочло эти траты обоснованными. В ведомстве решили вернуться к этому вопросу позже, после оценки востребованности такой услуги. “99% информации госорганы и так обязаны раскрывать. Они, например, выкладывают документы на сайтах”, — говорит он. По его словам, за плату будут предоставляться довольно специфические сведения — те, которые нужны одному человеку раз в пятилетку. К ним относятся научные работы, старые карты, недействующие нормативные акты, схемы. Тем более что Закон о доступе к информации госструктур обязывает чиновников предоставлять ее в том виде, в котором она хранится. То есть архивный документ, набранный мелким шрифтом, никто не имеет права “растягивать”. Отказ в праве на личный визит в учреждение с флешкой в кармане тоже имеет под собой обоснование. “Не все учреждения готовы принимать посетителей, тем более если это не их основная работа”, — продолжает замглавы департамента. “Мегабайт текста, даже в формате pdf, — это очень много. Изображений — конечно, меньше. Но мы считаем цену в 10 рублей справедливой — она позволит компенсировать трудозатраты на поиск и подготовку и систематизацию нужной информации”, — считает Паршин. |