Налоговая политика государства в сырьевой отрасли пестрит пробелами Инструмент «кнута и пряника», который чиновники использовали против рекордного роста цен на моторное топливо в апреле–мае этого года, сработал: стоимость бензина хотя и не упала, однако стабилизировалась. фото: pixabay.com С одной стороны, нефтяным компаниям снизили внутренние акцизы на горючее; с другой — правительство получило право вводить заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж. Между тем у «ручного управления» топливной отраслью есть множество недостатков — в случае, если нефтяные котировки снова пойдут вверх (а по прогнозам многих западных экспертов, до конца года баррель преодолеет планку в $100), то сырьевые компании в любой момент смогут довести цену Аи-95 до 50 рублей, объяснив это конъюнктурой мирового рынка углеводородов. С начала лета цены на российских АЗС держатся на стабильном уровне: к примеру, Аи-95 стоит в пределах 45,5–45,7 рубля за литр. Тем не менее еще в начале апреля самые популярные сорта бензина стоили на 4 рубля дешевле. Вина за резкий скачок стоимости горючего в первую очередь лежит на отраслевых игроках — крупных нефтяных компаниях, которые, пользуясь высокими ценами на мировом рынке сырья, существенно увеличили экспорт, что привело к дефициту горючего внутри страны и, следовательно, к росту стоимости топлива. Правда, представители профильных государственных ведомств также сплоховали: как заявил президент Владимир Путин в ходе ежегодной Прямой линии, удорожание бензина — результат «неточного» регулирования в сфере энергетики и несовершенства распределения налоговой нагрузки на отрасль. Чиновники постарались исправиться: с 1 июня добывающим компаниям снизили акцизы на бензин и дизельное топливо, после чего нефтяники согласились зафиксировать цены на майском уровне. Не обошлось и без ужесточения фискальной политики: Путин подписал закон, разрешающий правительству вводить заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж, когда цены на горючее внутри России из-за роста экспорта увеличиваются стремительными темпами. Тем не менее расслабляться пока рано. Многие международные авторитетные финансовые институты, например, американские Bank of America и Morgan Stanley, уверены, что до конца года стоимость нефти на мировых торговых площадках вырастет с нынешних $71–73 до $85–100 за баррель. В таком случае экспорт «черного золота» и продуктов его переработки снова станет гораздо выгоднее, чем продажа сырья на внутреннем рынке. В этом случае правительство введет заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж, повысив их с 30% до 90% от стоимости нефти. Однако эффект от этого решения подействует с опозданием на два-три месяца. Другими словами, оперативно справиться с ценовыми скачками такая мера вряд ли позволит. «Если до конца 2018 года последует всплеск нефтяных цен, то литр Аи-95 подорожает до 50 рублей. Снизить эту цену будет невозможно», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережение» Сергей Суверов.
|