Госдума рассмотрела пенсионную реформу: детали обсуждения

Госдума рассмотрела пенсионную реформу: детали обсуждения

Что говорили единороссы и представители других партий

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. «За» проголосовали 328 единороссов. КПРФ, ЛДПР и «СР» были против. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин не дал ни одного обещания внести сущностные изменения в предложенную схему при доработке документа ко второму чтению — оно состоится не ранее конца сентября…

Фото: сайт Госдумы.

На обсуждение законопроекта депутаты потратили более трех часов. На креслах в той части зала, где сидели коммунисты, были прикреплены плакаты «КПРФ против повышения пенсионного возраста».

Предложения оппозиции снять с рассмотрения правительственную инициативу поддержки у фракции «ЕР» не нашли, как и предложение Олега Смолина (КПРФ) хотя бы «отложить обсуждение до определения позиции президента». «Это очень важный законопроект, и он не может рассматриваться без такого ключевого участника политического процесса, иначе потом может быть наложено вето и мы все окажемся в неловком положении»,— пояснил он.

Львиная доля доклада официального представителя правительства Максима Топилина была посвящена объяснению того, почему нет альтернативы повышению пенсионного возраста (в Минтруде это аккуратно называют «изменением некоторых параметров пенсионной системы»).

Цель, повторил министр, — «увеличение роста пенсий неработающим пенсионерам и сохранение в перспективе страховых основ и принципов пенсионной системы в РФ». Средств Пенсионного фонда достаточно лишь для того, чтобы обеспечивать индексацию на уровень инфляции, но «прорывных решений», то есть более внушительной индексации, как требует президент, при нынешних «параметрах» не получится, заявил Топилин.

«Прорывным решением» в правительстве считают обещанное увеличение средней пенсии неработающих пенсионеров примерно на 1 тысячу рублей в месяц начиная со следующего года и вплоть до 2024 года: в итоге через 6 лет, по словам министра, средняя пенсия вырастет примерно до 20 тысяч рублей в месяц. «И в последующем мы будем также обеспечивать эту задачу»,— заверил он.

Средства, сэкономленные за счет «изменения параметров», полностью пойдут на увеличение пенсий, продолжил чиновник. «Когда говорят, что нет расчетов, уверяю, что это не так: мы уже готовим проекты законов о федеральном бюджете на 2019–2021 годы, там все видно в параметрах и корректировках, все цифры есть»,— сказал глава Минтруда.

Но о том, что будет после 2021 года, проект бюджета, который попадет в Госдуму к 1 октября, едва ли сообщит что-то конкретное. А цифры если и есть, то не в сопровождающих принимаемый законопроект материалах. Об этом говорится в заключении профильного Комитета по труду и социальной политике и в заключении Счетной палаты, о чем и доложил глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).

Нилов обратил внимание на то, что в законопроекте механизм обеспечения обещанных темпов повышения пенсий неработающим пенсионерам пока отсутствует. Не представлен и анализ ситуации на рынке труда, где сейчас официально 1 млн безработных, а неофициально — около 10 млн.

60 регионов из 85 прислали положительные отзывы (то есть в этих регионах и глава исполнительной власти, и законодательное собрание «за»), уточнил Нилов. Отрицательных отзывов нет.

«Вы нашли очень простой путь — чтобы всем хватило ботинок, давайте босым отрубим по ноге», — сказал Алексей Диденко (ЛДПР), и попросил назвать точную сумму предполагаемой экономии на повышении пенсионного возраста.

Г-н Топилин признал, что в «донастройке» нуждаются и другие элементы российской пенсионной системы, а не только возраст выхода на пенсию. На все аргументы вроде «получается, что чем больше людей не доживет до пенсии, тем лучше», он сказал, что «таков принцип работы страховой системы — в системе ОСАГО тоже кто-то попадает в аварию, а кто-то нет, но платят за полис все». Точной цифры экономии он не назвал. Позднее лидер «СР» Сергей Миронов сообщил, что в 2019 году она будто бы составит 250 млрд рублей…

Ирина Гусева («ЕР») волновалась, что правительство переложит расходы на переобучение граждан предпенсионного возраста на бюджеты регионов. Топилин по этому поводу, как и вообще по поводу мер по обеспечению занятости, не сказал ничего нового — «есть ощущения, что могут возникнуть сложности с сохранением рабочих мест», готовится программа поддержки регионов в обеспечении дополнительной занятости, предварительно на нее в следующем году готовы выделить около 5 млрд рублей.

Олег Шеин («СР») заметил, что на рынок труда выталкивается «больше людей, чем там недостаток»: по его данным, на пенсию уже в 2019 году не выйдет более 1,5 млн человек, а нехватка рабочих рук — 800 тыс.

Топилин охарактеризовал расчеты Шеина как «неправильные». Но «правильных» данных о том, какое количество рабочих рук будет оставаться в результате преобразований на рынке труда дополнительно в каждом последующем году переходного периода, не привел.

Выступления от фракций неожиданностей не сулили: их позиции были известны заранее. Геннадий Зюганов назвал повышение пенсионного возраста «ударом под дых стабильности» — по его словам, впервые в истории Госдумы вносится законопроект, против которого 80–90% избирателей «Единой России».

«Вы рушите путинское большинство, и рушите навсегда, а вы все на этом суку сидите»,— заявил лидер КПРФ, обращаясь к правительственной ложе и коллегам-единороссам…

Владимир Жириновский сказал, что ЛДПР против, «потому что солидарна с гражданами, которых обманула власть».

А Сергей Миронов («СР») высказался в том духе, что «задачу повышения благосостояния пенсионеров предложения правительства не решат, зато приведут к социальной напряженности».

«Подставить плечо правительству», как принято говорить на Охотном Ряду в таких ситуациях, пришлось единороссам. Но консолидированного голосования у них не получилось: кнопку «против» нажала Наталья Поклонская, как и пообещала в соцсетях.

Еще 8 членов фракции отсутствовали по уважительным причинам: пятеро болели, один (Вячеслав Фетисов) был в командировке, а Виталий Милонов и Виктор Игнатов взяли отпуск за свой счет по семейным обстоятельствам…

Срок подачи поправок определен в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении до 24 сентября.

Предложения депутатов объявить перед вторым чтением всенародное обсуждение или заранее запланировать на сентябрь парламентские слушания не были поддержаны руководством Думы и большинством палаты. Как и предложение запросить все же у правительства «анализ и расчеты рисков в связи с принятием законопроекта»: г-н Володин попросил г-на Топилина персонально предоставить такие данные депутату Смолину в письменном виде.

Читайте материал




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей