На Западе нарушили геометрию "Северного потока - 2"

На Западе нарушили геометрию "Северного потока - 2"

Стоит повторить школьный курс

«Германия контролируется Россией. После строительства нового трубопровода более 70% газа будет поступать из России. При том Германия платит в бюджет НАТО только 1% ВВП. Это неприемлемо!» — так на прошлой неделе твитнул своим 20 миллионам подписчиков популярный юзер Дональд Трамп.

Фото: nord-stream2.com.

Кто-то лайкнул Трампу, ибо согласен: Германия, как и все натовцы, должна платить 2%! Эта тема уже столь старая, что впору присвоить данному юзеру ник «Дональд Два Процента» и направить ему в советники одного нашего политика со схожей кличкой.

Интереснее другая «неприемлемая» для Трампа вещь: тот самый «трубопровод» — «Северный поток-2». Тут история с географией сплелись крайне плотно, подключив даже эмоции и слезы.

Бывший посол США на Украине Джон Хербст в статье «Причины, по которым трубопровод «Северный поток-2» не будет построен» (The American Interest, США) выдает нежелаемое за недействительное: «Несмотря на недавно принятые сначала Финляндией, а затем Швецией решения об одобрении прокладки трубопровода «Северный поток-2» в своих территориальных водах, реализация этого проекта представляется маловероятной. В настоящее время происходит борьба по поводу этого спорного проекта, предусматривающего транспортировку природного газа непосредственно в Германию в обход (курсив мой. — И.Ш.) Украины, Белоруссии и Польши».

The American Interest — серьезный журнал Фукуямы (это который «конец истории») и Бжезинского (который дальше «конца России» не мечтал), но при этом давит на зрительный образ, на подсознание, на слезу!

Ключевое слово: «в обход». Апелляция к простой, географически понятной, рыночно-обоснованной практике. Есть-де правильная рыночная конкурентная среда, география «прямых» газопроводов. Прямая, как известно, — кратчайшее расстояние между двумя точками. А некто злонамеренно хочет «обойти» страну (допустим, Украину), а тем самым обойти и святую «экономическую рациональность». То есть он враг не только Украине, но всех, кто за «прямую, честную экономику».

Но вспомним 1990–2000-е годы. «Газовый шантаж России», «Замерзающая Европа», «Газовый кризис 2009-го»…Что стараются при этом «обойти» своим вниманием? То, что на 300–400 км севернее многострадального советского газопровода, доставшегося Украине, есть и вторая газопроводная нитка: через Белоруссию и Польшу. Возникали там какие-то вопросы?

Более опытные люди, в отличие от галицайских прыгунов, понимали, что кража газа, ответные меры, взыскание долгов, «перекрытие вентиля» как-то дискредитируют саму идею вечной «защиты Европы от России». И севернее Украины, на столь же ужасной трубе, конфликтов, воровства, перекрытия вентиля не было! Значит, дело не в России?

Но этот вывод не устраивает ни американцев, ни украинцев. Поэтому сейчас идет игра «на понижение»: апеллируя к простым инстинктам тупеющей публики, повторяя «обход, обход!», пробуют сыграть «в обход» их мозгов. Но взгляните, наконец, на карту! Кроме открытия той параллельной Украине, но бесконфликтной газовой нитки через Белоруссию, вас, словно в век Колумба, ждет еще одно Великое Географическое Открытие!

От примерной точки добычи газа — полуострова Ямал — проведите кратчайшую прямую линию к точке потребления, хабу в Северной Германии. И это окажется практически прямая линия (с учетом картографической проекции — дуга): Ямал — Петербург — Балтийское море — Мекленбург (Германия).

Если недосуг проверять по карте сей географический факт, примите такое сравнение. Предположим, дорогу Петербург—Москва когда-то, по старым политическим причинам, проложили с заходом… в Ригу. А когда вознамерились пустить прямую, через Бологое, либеральная Европа возмутилась: «Ухищрение: строят в обход Риги!»

Понятно, что существующая геометрия трубопроводов через Украину, Белоруссию, Польшу создавались Советским Союзом с учетом внеэкономических факторов. Ведь сколько лет СССР, СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), «соцлагерь» ругали за неэкономичность, необоснованность, нерациональность: обогреть «братушек», подкормить тех, этих. К примеру, особенность отношений в СЭВ включала даже право, например, поляков, получив советскую нефть «по бартеру» (грубо говоря, расплатившись бесподобными польскими товарами), потом часть этой нефти продавать на Запад за свободно конвертируемую валюту.

Могу представить, как западный рациональный мозг восставал против этих «перекосов» и «попрания всех законов экономики». И вот на дворе — Рынок! Здравый смысл! Экономка! Рациональность!

Но теперь политика (наиболее грязная ее часть) требует от России попрания вчерашней богини — Экономики: поставлять сырье по газопроводам СССРовской и СЭВской геометрии!

А Штокмановское месторождение в Баренцевом море, вы гляньте на карту, — это ж вообще за пределами добра и зла! Требовать, чтоб и его газ шел в Германию через Украину — все равно что добиваться от Германии поставок «Мерседесов» в Англию через Петербург.

Но ведь кроме вопроса «где?» (через какие пункты тянуть газопроводы) есть еще и вопрос «почем?». В одном застольном споре я сам на пальцах и старом опыте объяснял суть манипуляций с ценами на газ: почему Германия берет его дешевле, чем некоторые страны Восточной Европы.

Дело в том, что когда-то я работал в Минвнешторге СССР и помню необходимый этап сделки: составление «Конкурентных листов» — обоснование цены продажи–покупки. Применительно к газу, сильно упрощая, но сохраняя принцип конкурентности ценообразования, это значит: цена трубопроводного газа зависит от стоимости того, чем данная страна могла бы его заменить (в топках своих электростанций, котельных). Альтернативы, как правило, — сжиженный газ или мазут. Если страна (допустим, Германия) вложилась в очень дорогой терминал (порт) по приему танкеров сжиженного газа и всей громадной инфраструктуры по его регазификации, распределению, то мы продаем свой трубопроводный газ по цене, конкурентной сжиженному газу.

А если страна вкладывалась только в скакание, бандеризацию, и ей было не до терминалов, то, соответственно, газ трубопровода конкурирует с более дорогими мазутом, дровами.

Готовя этот материал, принципиально не поднимал справки, цифры текущих цен, потому что и без них все манипуляции, всю разность цен можно понять на простом примере. Работает на реке паромщик, дерет за свои услуги, но когда город вложился, построил где-то рядом мостик, то запросто может этого паромщика «опускать» по цене.

В общем, мораль сей басни очень проста: прямой путь российского газа в Европу — через Балтику, это через Украину — в обход. И тут нет никакой политики, сплошной Евклид. А точнее — его курс геометрии, который проходят, если не ошибаюсь, в 6-м классе. Советую некоторым западным и украинским экспертам его повторить.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей