Даже если компания объявит себя банкротом, пострадавшие получат компенсации не скоро Компания «Натали Турс», объявившая в разгаре летнего сезона об остановке чартеров и аннулировании забронированных турпакетов, 15 июля должна ответить своим партнерам, что с ней происходит, и начать выплачивать компенсации. Турагенты и путешественники в ожидании. Первые демонстративно уходят к конкурентам, снимая бирюзовые вывески с названием оператора с запятнанной репутацией, вторые, в свою очередь, думают, кто понесет ответственность за испорченный или несостоявшийся отдых и возместит ущерб. Туристов выселяют из гостиниц или требуют оплатить проживание, которое по факту уже было оплачено ими при покупке тура. И до суда дело уже дошло. Общественная организация «Клуб защиты прав туриста» подала иск в суд Москвы о признании «Натали Турс» банкротом. Появляется устойчивое ощущение дежавю: все это туристический рынок уже не раз проходил ранее. Фото: агн «москва» Напомним, разговоры о грядущем кризисе на туристическом рынке начались с приостановки летних чартерных программ в Болгарию и Черногорию петербургской компании «Аврора-БГ». Следом за ней «Натали Турс» объявила об отмене чартерной программы по ряду направлений. Туроператор «Радуга Трэвел», а также компания «Polar tour» вовсе прекратили свою деятельность. Компания DSBW-Tours чуть позже также последовала их примеру. На рынке явно запахло системным кризисом. Если, например, DSBW-Tours официально признались в своей финансовой недееспособности и впредь клиентам компании можно рассчитывать на компенсационные выплаты, то «Натали Турс» упорно не желает называть себя банкротом и продолжает «тянуть резину», держа своих клиентов в состоянии стресса и мандража. К слову, туроператор «Натали Турс» начал свою работу на отечественном рынке более 25 лет назад. Владельцы компании — семейная чета Воробьевых, Владимир и Наталия, в чью честь, собственно, и была названа фирма. Раскрученный оператор с многочисленными отраслевыми наградами предлагал путешественникам туры в Индонезию и Сингапур, Шри-Ланку и Швейцарию, Венгрию, Бельгию, Индию, Кению, Болгарию, Великобританию, Израиль, Китай, Марокко, Черногорию, прибалтийские страны, Турцию, Малайзию и по другим направлениям. Однако 30 июня стало известно, что дела у компании идут, мягко говоря, не так уж и гладко. Именно в этот день «Натали Турс» объявила об отмене чартерных программ в Испанию, Италию, Грецию и Турцию. Позднее, 4 июля, компания прекратила продажи новых туров и аннулировала все оплаченные заявки до 1 октября 2018 года из-за финансовых проблем. Гендиректор компании Владимир Воробьев заявил, что это связано с финансовыми трудностями. Итог: порядка 1 млрд рублей туроператор задолжал своим клиентам. Отметим, что финансовых гарантий у компании всего на 156,4 млн рублей, чего явно недостаточно, чтобы покрыть все издержки перед туристами. Несмотря на это, топ-менеджмент компании не торопится объявлять о закрытии фирмы, а без этого выплата компенсаций клиентам по закону невозможна. Вместе с этим, чтобы расплатиться по долгам, туроператор предложил агентам и туристам перенести время оказания услуг на период с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года. То есть компания в принципе не планирует объявлять себя банкротом. Однако далеко не факт, что этого не произойдет. «Наверняка в связи со сложившейся ситуацией на компанию массово пойдут иски — как от туристов, так и, возможно, от партнеров по бизнесу, — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — На основании невыполнения требований может начаться процедура банкротства. Учитывая этот фактор, непонятно, для чего компания оттягивает время. Или действительно хочет договориться, или пытается завершить «дела», в том числе, возможно, вывести деньги или подготовить новое юридическое лицо для перезапуска». «Странно, что у такой большой компании долг образовался не перед банками-кредиторами, а преимущественно перед клиентами», — считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. По его мнению, проблема определенно с бизнес-моделью. Собеседник «МК» также обратил внимание на недопустимые метания топ-менеджмента турфирмы: «То нам сообщают, что компания обязуется погасить все свои долги перед клиентами, то она срочно ищет покупателя на свой бизнес». По мнению эксперта, с точки зрения прогнозов реального развития событий все эти заявления ничего не стоят. К слову, даже если «Натали Турс» объявит себя банкротом, то ей не удастся компенсировать все потери, подчеркнула ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова. «Это нанесет огромный ущерб отечественной туриндустрии в целом, так как спровоцирует массовое снижение интереса к заграничным поездкам через агентства. Просадка в сезон летних отпусков — непозволительная роскошь для туроператоров и турагентов», — рассказала эксперт. Аналитик считает, что финансовые компенсации при условии массового спроса вряд ли получат все. «К сожалению, это тот форс-мажорный случай, в результате которого выплат можно будет ждать не месяцами, а годами. Судебные разбирательства, даже при условии очевидной правоты пострадавших, займут время минимум до 2019 года», — подытожила собеседница «МК». Российский туристический рынок трясет далеко не первый раз. В предыдущие годы отрасль сталкивалась и с более серьезными ударами. Например, в 2011 году, когда от своих обязательств отказалось около десятка довольно заметных туристических компаний. Но самый серьезный кризис накрыл отрасль в разгар туристического сезона 2014 года. Тогда туроператоры один за другим объявляли о прекращении своей деятельности. Старт цепной реакции дала компания «Нева», завершившая свою работу четыре года назад 16 июня — аккурат в разгар сезона отпусков. За ней последовал оператор «Роза ветров Мир», заявивший о своем банкротстве спустя 10 дней. Следом туристический рынок покинул «Лабиринт». Неожиданный выход фирмы из строя коснулся более 60 тыс. человек, более 20 тыс. из которых на тот момент находились за границей и около 40 тыс. приобрели путевки заранее и находились в предвкушении долгожданного отдыха. Далее объявили себя банкротами компании «Южный Крест», «Атлас» и «Экспо-Тур», а также туроператоры «Солвекс-Турне» и «Верса». Общее число пострадавших от катастрофы в отрасли в 2014 году оценивали в 150 тыс. туристов, а ассоциация «Турпомощь» потратила более 300 млн рублей на вывоз порядка 70 тыс. путешественников, застрявших на тот момент за рубежом. Словом, текущие проблемы на рынке не в новинку. Но, несмотря на это, российское законодательство до сих пор не модернизировали таким образом, чтобы уменьшить риски обычных туристов, которые обречены на роль заложников в кризисной ситуации. Реакция законотворцев преимущественно следует постфактум. Они думают о том, как компенсировать туристам испорченный отдых, а не о том, чтобы такой турбулентности на рынке не происходило априори. Отметим, что только 4 июля на волне неприятностей с «Натали Турс» в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий обязать туроператоров предоставлять клиентам подтверждение непосредственной оплаты размещения в гостинице не позднее чем через сутки после оплаты тура. В пояснительной записке к документу сказано: «Если обязанность по выдаче билета у туроператора имеется, то в ситуации, касающейся оплаты гостиницы, такой обязанности нет». Почему этого не сделали годами ранее? Тем временем туристические агентства, работающие под брендом «Натали Турс», начали менять свои вывески и открываться под брендами конкурентов, сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР). Речь о франчайзинге — особой модели ведения бизнеса. Франчайзер, в данном случае «Натали Турс», за денежное вознаграждение дает возможность франчайзи открыть турагентство под своей торговой маркой и реализовывать от своего имени туристический продукт. Агентствам в разгар туристического сезона надо как-то выживать. Естественно, другие туроператоры воспользовались неблагоприятным информационным фоном, связанным с «Натали Турс», и предложили агентам сменить франчайзинг. Президент Союза туристических агентств Сергей Голов поспешил успокоить путешественников, которые приобретали путевки в таких агентствах. «У турагента есть франчайзинговый договор, который делает его уполномоченным агентством, в нашем случае — компании «Натали Турс». Если туроператор официально заявляет о том, что с 4 июля по 30 сентября останавливает всю свою деятельность и аннулирует все брони, агент не будет ждать до конца сентября, — сказал он. — От того, что у агентства поменяется вывеска на здании с франчайзинга «Натали Турс» на франчайзинг любого другого оператора, от ответственности перед клиентами оно не уйдет. Меняется только обложка, а обязательства по проданным турам, по заявкам, по выплатам остаются на самом юрлице». Если готовить о ситуации с «Натали Турс», то турагентства все еще ждут выплат за аннулированные туры. Пока туроператор выплатил только 800 тыс. рублей двум турагентствам из Нижнего Новгорода и Москвы. В России действует законодательство, которое дает возможность «Натали Турс» отвечать на претензии турагентов в течение 10 рабочих дней. Оператор завил о прекращении реализации новых пакетных туров 4 июля. Начиная с 5–6 июля на компанию посыпались заявления. Следовательно, 15–16 июля от «Натали Турс» должна начаться первая волна ответов. «Агентства подают заявления в «Панораму тур» (это юридическое лицо «Натали Турс») и ждут результата. Если в течение 10 дней ответ не приходит или же он не удовлетворяет запросам, турагент вправе идти в суд, подать заявление на возмещение денежных средств и выполнение иных обязательств», — отметил в разговоре с «МК» Сергей Голов. Официально «Натали Турс» признает, что порядка 5 тыс. человек лишились отдыха по ее вине, но многие отраслевые специалисты говорят, что эта цифра гораздо больше. К слову, законодательство обязывает оператора отвечать на запросы турагентов, но этого может и не произойти. «В течение 10 дней фирма работает, собирает заявления от агентов, создает реестр. В зависимости от того, как скоро они разберутся с таким объемом работы, они станут совершать ответные действия, — поясняет Голов. — Обращаться агентам в страховые компании сейчас нет смысла. Заявления принимать не будут, потому что оператор «Натали Турс» является действующим. Придется либо ждать, что они сами скажут о том, в каком состоянии находятся, либо ждать 3 сентября, когда вступят в силу поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые были приняты Государственной думой». Напомним, что согласно этим поправкам в начале осени Ростуризм наделят правом в одностороннем порядке принимать решение о прекращении деятельности того или иного туристического оператора, который не выполняет обязательства перед путешественниками и на который поступают жалобы от клиентов. На сегодня только сама компания вправе объявить о своей недееспособности. «Поправки дадут возможность прекращать деятельность компаний, которые ведут себя не совсем адекватно: аннулировали брони, прекратили чартерную программу. И пусть перечисленные факторы не относятся к сверхъестественным, но страдают тысячи людей», — сказал Голов. Эксперт выразил надежду, что ситуация все-таки прояснится до 3 сентября. 15 августа у «Панорамы тур» заканчивается договор страхования, и им придется предъявить номер нового, действующего документа. «До конца срока действия договора страхования страховщик выполняет свои обязательства и к нему можно обратиться за выплатами. В случае с «Натали Турс», которая фактически не ведет сейчас свою деятельность, неясно, согласится ли страховая компания заключить с оператором новый договор и решится ли какая-нибудь другая фирма на это, — рассказал эксперт. — Если обнулится договор страхования и фирма не предоставит за 45 дней новый, Ростуризм вправе исключить ее из реестра туроператоров». И вот тут на деятельности «Натали Турс» будет поставлена жирная точка, так как фирма не вправе работать, будучи не включенной в официальный список компаний Ростуризма. Цепной реакции на туристическом рынке РФ не возникнет, убежден Сергей Голов. По его словам, «Натали Турс» — нишевый оператор из третьей сотни в реестре Ростуризма (всего в нем более 600 компаний). «Ни о каком системном кризисе речи не идет. Ситуация получила резонанс по одной простой причине — «Натали Турс» работает на рынке более 20 лет и достаточно известна. Но турагенты и сами должны оценивать ситуацию, а также прислушиваться к экспертному мнению. Не бывает такого, чтобы в разгар сезона у нишевого туроператора появлялась цена на 20% ниже, чем у других операторов. Это весомый повод задуматься», — подчеркнул эксперт. По его словам, опытные агенты со стажем работы на рынке более 5–7 лет уже давно поставили крест на своей работе с «Натали Турс». Под удар же в основном попали только малоопытные новички. Что касается пострадавших туристов, то их вполне могли защитить вышеописанные законодательные инициативы, но они не были приняты своевременно. Пока же выводы из печальной эпопеи с «Натали Турс» неутешительны. Россия не первый раз сталкивается с туристическим коллапсом, а рядовые отдыхающие по-прежнему «попадают на деньги», а также лишаются драгоценного отдыха, о котором могли грезить годами. И действующее законодательство ни обезопасить их, ни полностью защитить их интересы пока не в состоянии.
|