Инфляционные ожидания граждан в четыре раза превышают данные статистиков Вопрос на засыпку: растут ли в России цены? Если вы не счастливый обладатель шальных миллионов, ответ очевиден: да, растут, причем весьма ощутимо. Вы видите их рост, если вы автомобилист, и платите за бензин на заправках. Видите их рост, если платите за услуги ЖКХ. А если еще не видите, то вот-вот увидите — буквально в ближайших платежках: очередное повышение тарифов произошло с 1 июля. фото: Алексей Меринов А топливо и коммуналка, как известно, входят в себестоимость буквально всех товаров и услуг. Поэтому те тоже дорожают по кругу, и вы это видите, если ходите в обычные магазины. А вот правительство ничего этого не видит — или, точнее говоря, не хочет видеть. Его главный статистический рупор — Росстат — в очередной раз отрапортовал о снижении официальной инфляции. Этот показатель в годовом измерении по итогам июня составил 2,3%, в то время как по итогам мая было 2,4%. Сам факт статистического замедления инфляции для нормального человека выглядит парадоксом. Но это парадокс в квадрате, если обратиться к сводкам того же Росстата. Дело в том, что это ведомство помимо сведения месячных и квартальных данных подсчитывает инфляцию еще и в еженедельном формате. Так вот, весь июнь, неделю за неделей, инфляция повышалась, набрав в конце месяца почти 0,6%. Итак, вот задачка: по итогам мая инфляция была 2,4%, затем за четыре недели набрала еще 0,6% — значит, по итогам июня она должна составлять?.. Мы бы с вами по наивности сказали — 3%, но хитро-мудрый Росстат утверждает: 2,3%, и точка. Как такое может быть? А вот так! Это методика такая: инфляция, очищенная от сезонности, объясняют статистики. Ну а против методики мы с вами, простые смертные, ясно дело, бессильны. Стало быть, то, что цены растут, нам с вами мерещится, а методика говорит — падают. Впрочем, если продолжать вчитываться в сводки Росстата, то выясняется, что и в них цены растут, причем буквально все. Скажем, непродовольственные товары подорожали за первый месяц лета на 3,7% (против 3,4% месяцем ранее), а инфляция в сегменте услуг и вовсе достигла 4,1% в годовом выражении. Да и продовольствие сплошь дорожает: скажем, мясная продукция — на 1,7% против 0,4% в мае. Общий рост цен на продукты питания (без учета овощей и фруктов) ускорился за месяц с 0,8% до 1,1%. Единственный сегмент потребительской корзины, где цены в июне снизились, — это плодоовощной (-9,8% в годовом выражении). Впрочем, благодарить за это «партию и правительство» как-то не хочется, поскольку это обычная сезонная история. Но сезон относительно дешевых овощей и фруктов скоро закончится, и тогда уже никакого «противовеса» для растущих потребительских цен не останется. У рядовых потребителей этот самый сезон низких цен и не начинался. И это вовсе не субъективная точка зрения автора этих строк, а результат масштабного соцопроса, проведенного компанией «инФОМ» по заказу Центробанка. Он показал, что инфляционные ожидания россиян в июне увеличились до 9,8%. То есть именно такой рост цен чувствуют простые обыватели на горизонте ближайших 12 месяцев. Не два с копейками, как считает Росстат, и даже не четыре процента, как значится в целевых установках ЦБ, а почти 10%. Такова «народная» инфляция в России. И да, люди, отвечая на вопросы социологов, отмечают уже случившееся повышение цен на бензин, а еще ждут неприятностей от грядущего повышения НДС на 2%, которое охватит широчайший круг товаров и услуг. И пусть правительство обещает, что эта мера будет введена лишь с 2019 года, народ не сомневается: все подорожает уже в самое ближайшее время. Правильно не сомневается: так оно и будет! И опять же это не субъективное утверждение вашего покорного слуги, а результат научного исследования, на сей раз — специалистов Высшей школы экономики. Они изучали себе состояние делового климата в российской промышленности (опрос руководителей 3,8 тыс. крупных и средних промпредприятий из 82 субъектов РФ) — и вдруг обнаружили новый тренд: активный рост цен производителей товаров. 14% респондентов сообщили о подъеме «своих» цен, а 34% — «чужих», на сырье и материалы. Что происходит? Все просто: бизнес готовится к скорому и неизбежному повышению НДС и заранее задирает цены, чтобы его «отбить». Понятно, что следующим шагом этот массовый подъем цен будет переложен на конечную продукцию — то есть на кошельки потребителей. И это, разумеется, отразится на потребительской инфляции. Люди хорошо это понимают — оттого и выдают свои инфляционные ожидания, которые в среднем в четыре раза превышают официальную инфляцию. У меня же, поскольку мы все сейчас больны футболом, возникли по этому поводу чисто футбольные ассоциации. Помнится, после чемпионата Европы 2012 года, проваленного российской сборной, наш тогдашний капитан Андрей Аршавин, отвечая на упрек болельщика, произнес фразу, ставшую крылатой: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». Такое ощущение, что по поводу роста цен правительство тоже говорит нам всем: «Ваши ожидания (в данном случае инфляционные) — это ваши проблемы». Действительно наши — поскольку у них, как свидетельствует Росстат, с ценами все в порядке, а инфляция падает. Что ж, говорить такое на голубом глазу можно. Только вот доверия, популярности и уважения населения таким образом снискать невозможно. Впрочем, о чем это я? Министров такие вещи, вероятно, давно уже не волнуют. Их жизнь и так удалась, а для нас у них имеются хитроумные методики и подходящие статистические сводки.
|