Нефть против людей: российский бюджет расставил акценты

Нефть против людей: российский бюджет расставил акценты

На обучение и лечение граждан выделят меньше, чем на льготы нефтяникам

Минфин приоткрыл двери на свою бюджетную кухню. Можно насладиться видом госрасходов на среднесрочную перспективу и, что не менее любопытно, льгот, предоставляемых государством, которые, естественно, с точки зрения Минфина обедняют бюджет. Конечно, федеральный бюджет — не вся бюджетная система, есть еще бюджеты региональные и местные, но все равно: хочешь узнать, что собой представляет государство, узнай его расходы — они гораздо честнее конституционных обещаний.

фото: Марат Абулхатин

Условно первое место по объему госрасходов занимает социальная политика. В 2018 году расходы на нее составят 4,654 трлн рублей, в 2019 году — 4,934 трлн, в 2020-м — 5,05 трлн рублей. Правда, в 2021 году ожидается незначительный, но все-таки спад — до 4,997 трлн.

Почему это условное первое место? Потому что есть нерушимый блок госрасходов на оборону и безопасность. Формально это разные бюджетные статьи, но чтобы четче разглядеть бюджетное лицо государства, их условно можно принять за очки с левым и правым окуляром. Есть и еще одна особенность. Если оборонные расходы на дистанции 2018–2021 годов вопреки явно не снижающейся геополитической напряженности практически остаются на одном уровне — от 2,797 трлн рублей в 2018-м до 2,981 трлн в 2021 году, — то расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность неуклонно растут: с 2,105 трлн рублей в 2018 году до 2,32 трлн в 2021-м.

Вот и получается, что если в текущем году социальная политика стоила федеральному бюджету практически ровно столько же, сколько оборона и безопасность, то в 2021-м предпочтения кристаллизуются: на соцполитику — почти 5 трлн рублей, на людей в погонах — 5,4 трлн. Как развивается наше государство? Становится все более социальным? Нет — скорее, все более вооруженным.

Есть еще одно интересное измерение. Минфин впервые подробно показал масштаб предоставляемых налоговых льгот. Понятно, почему это сделано именно сейчас. Это подтверждение тщетности усилий хранителей бюджета перекрыть кран этих льгот. Статистика такова: объем налоговых льгот вырос с 1,9 трлн рублей в 2015 году до 3,095 трлн в 2018-м. Дальше рост хотя и меньшими темпами, но продолжится — до 3,194 трлн рублей в 2019 году, 3,286 трлн и 3,361 трлн рублей в 2020 и 2021 годах соответственно.

При упоминании о льготах на ум нормального человека первыми приходят образы из той же социальной политики. Но применительно к нашим бюджетным реалиям это, увы, ошибка.

Минфин показывает: чемпион по льготам — госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Чтобы слово «воспроизводство» не вводило в заблуждение, сразу уточняется: наибольшие льготы связаны с уплатой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В цифрах это выглядит так: в 2018 году льготы, не попадающие в бюджет при уплате НДПИ, составят 1,221 трлн рублей.

К тому, что пушки нашему государству важнее масла, мы уже привыкли. Факт громадных налоговых льгот, предоставляемых сырьевым компаниям, многие из которых к тому же является по сути госмонополиями, относительно нов, он замечательно оттеняет официальные публичные рассуждения об успехах того, как Россия слезает с нефтяной иглы.

Просто для иллюстрации: федеральный бюджет в 2018 году потратит на здравоохранение 479,7 млрд рублей, на образование — 689,7 млрд, на ЖКХ — 147,6 млрд. Все вместе — практически столько же, сколько в виде льгот не получает с добычи сырья.

Что для государства ценнее: человеческий капитал или добыча нефти, газа, руды и других полезных ископаемых? Вопрос, как видим, риторический.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей