Пенсия с запахом плесени

 Пенсия с запахом плесени

Перед нами — наглядный пример характерного для последнего десятилетия бессистемного, непоследовательного реформирования. Т. н. “зурабовская” пенсионная система, до сих пор не подкрепленная должной законодательной базой (нет закона о статусе Пенсионного фонда, нет закона о профессиональных пенсионных системах и ряда других), уже демонтируется. В последнее время пошли споры о том, нужна ли вообще обязательная накопительная часть пенсий.

Но это не освобождает от необходимости выполнять обязательства перед гражданами, за которых работодатели делали и делают туда отчисления (сейчас — по 6% с фонда заработной платы), а как осуществлять выплаты, неясно — закона тоже нет. Минэкономразвития годами его писало, потом он где-то лежал-вылеживался, и лишь когда гром грянул и жареный петух клюнул, законопроект внесли в Госдуму. За подписями группы депутатов-единороссов…

Внесен 28 июня, а 5 июля уже принят в первом чтении. Отступать некуда, убеждал депутатов один из авторов, первый зампред Комитета по экономической политике Владимир Головнев (“ЕР”): если в 2011 году право на выплату из накопительной части имеют 650 тысяч свежеиспеченных пенсионеров, то в 2012 году таких будет уже 4 млн.! Иначе “дискредитируется сама идея и граждане теряют доверие к институтам власти”, поддержал коллегу по фракции первый зампред Комитета по труду и социальной политике Ильдар Габдрахманов и напомнил про выборы. Предлагается установить три варианта выплат за счет накоплений: ежемесячные доплаты к трудовой пенсии по старости, накопительная пенсия, которую будут выплачивать негосударственные пенсионные фонды (если гражданин доверил свои отчисления им), и единовременные выплаты всей суммы накоплений — в тех случаях, когда накопления составляют не больше 5% от размера трудовой пенсии.

Последний вариант необходим, убеждали докладчики, для тех 20 млн. россиян, кто участвовал в накопительной системе лишь в 2002–2004 годах (мужчины 1953–1957 г. р. и женщины 1957–1966 г. р. ). Потом ради затыкания дыры в Пенсионном фонде их от системы накоплений отлучили, и на их личных счетах — копейки, по 8,5 тыс. руб. в среднем. “Если выплачивать их в виде ежемесячной надбавки к пенсии, это будет по 50–60 рублей, — заявил г-н Головнев, — обслуживание этих выплат обойдется государству дороже”.

 Пенсия с запахом плесени

фото: Артем Макеев

В ходе обсуждения выяснилось, что больше 5% не накопят не только эти 20 млн. “По данным Пенсионного фонда, — напомнила Оксана Дмитриева (“СР”), — вплоть до 2025 года у всех выходящих на пенсию накопительная часть не превысит 5%”. Кстати, обращает внимание Комитет по труду и социальной политике в своем заключении на законопроект, граждане имеют право на выплаты из накопительной части лишь в размере “поступивших и учтенных” средств, то есть, если работодатель недобросовестно выполнял свои обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов, ПФ не виноват.

Большие сомнения вызвали у депутатов предложения правительства гарантировать компенсации негосударственным фондам, которые неэффективно инвестировали пенсионные накопления — настолько неэффективно, что к моменту выхода гражданина на пенсию на его счете оказывается меньше средств, чем было уплачено взносов. За счет каких средств гарантировать? Депутаты подозревают, что бюджетных, государственных. Кроме подозрений, ничего пока нет и быть не может: в тексте принятого в первом чтении документа предлагается возмещать потери “в порядке и на условиях, установленных отдельным федеральным законом”. Который неизвестно когда появится! Напрасно г-н Габдрахманов убеждал, что вероятность больших недостач на счетах негосударственных пенсионных фондов “и практически, и теоретически ничтожно мала” — мол, кризисы вроде 2008 года случаются нечасто: все фракции, кроме “ЕР”, голосовать за предложенную схему отказались.

Второе чтение законопроекта состоится не раньше сентября.

Материалы по теме:

Пенсия в тумане

Дожить до пенсии становится все сложнее


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей