У известных компаний начались большие проблемы Туристический рынок России погряз в многочисленных проблемах. С 30 июня старейший отечественный туроператор «Натали Турс» прекратил чартерное авиасообщение с шестью городами Испании, Италии и Турции. Следом туроператор «Аврора БГ» сообщил о заморозке летних полетных чартерных программ в Болгарию и Черногорию. фото: pixabay.com Туроператор «Радуга Трэвел», а также компания Polar tour чуть раньше и вовсе объявили о прекращении своей деятельности. До массовой экстренной эвакуации застрявших за границей российских туристов дело не дошло, но эксперты убеждены, что это только начало, и в текущем сезоне отрасль рискует впасть в глубокий кризис. «Натали Турс» отменила чартеры в шесть городов, в числе которых — Барселона, Римини, Катания, Неаполь, Анталия и Ираклион. Ранее клиенты компании жаловались на проблемы с заселением в отель на китайском острове Хайнань, а также в гостиницы в Турции. Компания W2Meet, принимающая клиентов «Натали Турс» в Испании, объявила о полной заморозке сотрудничества с туроператором и начала аннулировать заказы. Следом сообщила о приостановке летних чартерных программ в Болгарию и Черногорию петербургская «Аврора-БГ». Поскольку турфирмы — частные компании и потому не публикуют в открытом доступе свою финансовую отчетность, достоверно сказать, у кого из них серьезные проблемы, а у кого — не очень, и у кого есть средства для выплаты компенсаций потерпевшим, не представляется возможным, отметил эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Он не исключил «эффекта домино» среди туркомпаний, поскольку сектор туристических услуг в России — один из самых фрагментированных и непрозрачных. Напомним, что в 2014 году в стране случился настоящий туристический коллапс. Туроператоры друг за другом объявляли о прекращении своей деятельности. Общее число пострадавших от случившегося в отрасли четыре года назад насчитывало 150 тыс. туристов, а ассоциация «Турпомощь» потратила более 300 млн рублей на вывоз порядка 70 тыс. путешественников, застрявших на тот момент за рубежом. Что касается понимания причин текущих трудностей, то здесь ответ лежит на поверхности, считает Владимир Рожанковский. «Апрельское «внеплановое» падение рубля, вызванное санкциями США, привело к снижению покупательской способности россиян, и дальнейший спрос на летние иностранные туры ощутимо упал, — подчеркнул собеседник «МК». — Похоже, туроператоры и турагентства вновь переживают «плохой год». Ему вторит главный инвестиционный стратег ICBF Дмитрий Мурадов: «Необходимо понимать, что благодаря сокращению реальной заработной платы и росту цен на товары у многих россиян практически не остается свободных средств для путешествий, а снижение курса привело к серьезному удорожанию проживания за границей. Причем света в конце туннеля пока не видно», — рассказал эксперт. Рожанковский в свою очередь подчеркнул: люди, которые медлили с покупками туров после апрельского обвала рубля, теперь видят, что никакого улучшения ни с их доходами, ни с курсом рубля не происходит, а посему, махнув рукой, едут отдыхать на Черноморское побережье, в Крым, реже — в Турцию, но не в Европу. А ведь именно европейские направления, в том числе и курортные, у турфирм всегда считались наиболее высокорентабельными. Ситуация, с которой столкнулась отрасль, говорит о том, что механизмы ее регулирования плохо работают, подчеркнула в разговоре с «МК» профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. «И компания Polar tour, и «Натали Турс» работают на рынке достаточно давно и не были замечены, в частности, в финансовых махинациях. А вся ситуация показывает, что какие-то вещи в госрегулировании отрасли неверны, — продолжила она. — Госрегулирование должно заключаться в более четком контроле, а не только в отслеживании наличия у туроператора банковских гарантий и в том, состоит ли он в реестре Ростуризма и в ассоциации «Турпомощь». По словам эксперта, государство должно проверять и отслеживать все компании в начале и в середине сезона, а сами туроператоры — подтверждать произведенные оплаты чартеров и броней в гостиницах и только после этого продавать свои услуги. Происходящее сейчас на туристическом рынке вызывает все большее недоверие у людей к отрасли. «Она в любой момент может грохнуться, и потребитель пострадает», — подчеркнула Дехтярь. Это приводит к росту онлайн-продаж, то есть к самостоятельному бронированию путешествий. «Все разговоры о том, что не надо кошмарить бизнес, не совсем верны. Надо кошмарить, но в определенной части», — сказала она. И пояснила, что эта часть определяется интересами рядовых потребителей — туристов, которые могут пострадать в результате невыполнения фирмами своих обязательств. «Думаю, что проблемы туристической отрасли не закончатся на «Натали Турс», и к сентябрю еще что-то произойдет», — подытожила эксперт.
|