Для наших заводов нефть будет стоить почти столько же, сколько для иностранных покупателей Правительство окончательно определилось с последним источником финансирования майского указа Владимира Путина и обещанного им прорыва. Свою лепту в 8 трлн, которые необходимо найти за 6 лет (правда, пока непонятно, на какие конкретно проекты и цели), внесут нефтяники. За счет маневра, заменяющего экспортную пошлину повышенным налогом на добычу (НДПИ), власти рассчитывают изыскать 1,3–1,6 трлн руб. дополнительно. Впрочем, есть риск, что нефтяники в долгу не останутся и по привычке отыграются на автовладельцах. фото: Алексей Меринов Налоговый маневр в нефтяной отрасли — это последняя часть реформ, благодаря которым россияне, пройдя через тернии, к 2024 году должны наконец-то выйти к звездам. Но если с ростом НДС все более-менее понятно, то в нефтянке чиновники постарались все запутать по максимуму, а простым гражданам объявить: не волнуйтесь, вас это не касается! На самом деле касается, и, скорее всего, не только автолюбителей. «Налоговый маневр предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Параллельно и так же постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата», — пояснил в четверг суть реформы Дмитрий Медведев. Но в правительственных документах все гораздо интереснее. Там есть такие неизвестные широкой общественности (да и многим специалистам) понятия, как «отрицательный акциз», «плавающий акциз» и даже «нашлепка» — так в Белом доме называют предыдущее повышение НДПИ, случившееся в 2016–2017 гг. До последнего момента чиновники ссорились: как проводить налоговый маневр? С учетом «нашлепки» или без нее? К четвергу определились: ранее принятые решения обратной силы не имеют, поэтому «нашлепка» учитывается. Маневр даст бюджету недостающие 1,6 трлн руб. на прорыв, но отмена экспортных пошлин негативно скажется на внутреннем рынке: для наших заводов нефть будет стоить столько же, сколько для иностранных покупателей, минус цена доставки. Соответственно, этот фактор будет заводами заложен в стоимость бензина и дизтоплива. По расчетам экспертов, к 2024 году цены на топливо могут вырасти в 1,5 раза. Чтобы смягчить удар, правительство обещает поддержать нефтепереработку. Крупным заводам, у которых более 10% продукции приходится на бензин класса Евро-5, государство готово вернуть 3 тыс. руб. на каждую тонну перерабатываемого сырья. Для небольших предприятий с менее качественным бензином объем поддержки будет меньше. Кроме того, ее получат компании, попавшие в санкционные списки США и Евросоюза, вне зависимости от степени модернизации их НПЗ. Чиновники называют льготу «отрицательным акцизом», но, по сути, это субсидия, которую нефтяникам даст государство, т.е. налогоплательщики. Впрочем, вице-премьер Дмитрий Козак в четверг пообещал, что выплаты будут предоставляться за счет нефтегазовых доходов, поступающих в резервы правительства, и другие статьи якобы затронуты не будут. В то же время в правительстве допускают, что при стремительном подорожании нефти на мировом рынке (более 20% за квартал) «отрицательный акциз» не сможет удержать нефтяников от соблазна повысить стоимость нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, внутри страны. «Но тогда мы сможем снова временно ввести экспортные пошлины в связи с форс-мажорными обстоятельствами», — заявил Козак, заверив, что такая позиция уже согласована с бизнесом. Напомним, что резкий рост цен на бензин в апреле-мае текущего года был вызван синхронным подорожанием нефти на мировом рынке и увеличением акцизов на топливо. Когда стоимость Аи-95 достигла почти 45 руб. за литр, акцизы пришлось срочно снижать. Но эта мера, несколько примирившая автовладельцев с суровой действительностью, будет действовать недолго. Налоговый маневр наряду с «отрицательным акцизом» предусматривает введение «плавающего акциза» на топливо. В зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей бюджета он может как уменьшаться, так и увеличиваться. Так вот, очередное повышение состоится уже с 1 января 2019 года и будет резким — с 8 до 12,3 тыс. руб. за тонну. А значит, у бензина появятся все причины подорожать на те же 30 с лишним процентов. Впрочем, в правительстве уверяют, что тут свою роль сыграет «отрицательный акциз» и автовладельцы отделаются легким испугом.
|