Введение ответных пошлин компенсирует лишь шестую часть наших потерь Планы правительства ввести пошлины на импортные товары из США в ответ на аналогичные действия Белого дома в отношении стали и алюминия из России обрастают новыми подробностями. Министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что под ужесточение таможенных условий попадет строительно-дорожная техника из Штатов, а начальный объем контрмер составит $93 млн. фото: ru.wikipedia.org Эта сумма почти в 6 раз меньше того ущерба, который понесла Россия из-за американских ограничений на свой экспорт металлов. Под пошлины попадут и другие заокеанские товары, имеющие аналоги на российском или других рынках: полный список позиций пока разрабатывает ведомство Орешкина. Единственная категория, которая точно избежит введения пошлин, — это лекарства. По каким же отраслям может нанести свой ответный удар в начавшейся «войне пошлин» Россия? По данным Федеральной таможенной службы, в структуре американского импорта в Россию машиностроительная продукция занимает наибольший объем. С западного полушария к нам поступают легковые машины, грузовики, автобусы, гражданские самолеты и другое оборудование для многих отраслей промышленности. В 2017 году РФ закупила в США бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, дорожные катки на сумму $104 млн плюс комплектующие для них. По оценкам американского министерства торговли, импорт из США занимает шестую часть всего внутреннего дорожно-строительного рынка России — $270 млн из $1,7 млрд. В целом по объему импорта Штаты занимают 3-е место среди внешнеторговых партнеров России, 10-е место — по объемам экспорта и 6-е место — по общему товарообороту. К слову, наш ключевой торговый партнер — Китай. Активнее, чем с Америкой, РФ торгует также с Германией, Нидерландами, Турцией и Италией. Россия продает США в основном металлы и изделия из них. Например, только одни черные металлы (к ним относится сталь) занимают 15% доли в общем экспорте, еще 18% приходится на алюминий и изделия из него. В денежном выражении сталь РФ продает на сумму $1,51 млрд в год и алюминий — на $1,65 млрд. Именно на ввоз стали и алюминия американский президент Дональд Трамп в марте текущего года объявил о вводе заградительных экспортных пошлин — 25% и 10% соответственно. Причем Россия стала не единственной страной-экспортером, которая попала под американские ограничения: она разделила эту участь с Индией, Турцией, государствами Евросоюза. Беспошлинные условия по металлам Америка оставила лишь для Канады и Мексики. Трамп аргументировал свое решение защитой внутреннего рынка от экспорта и мерами «национальной безопасности»: якобы от импортной стали зависит производство оборонной промышленности. В ответ на действия США Россия заявила о введении «балансирующих мер» и уведомила о своем решении Всемирную торговую организацию. По правилам ВТО вводящая защитные меры страна должна договориться о компенсации эффекта со страной, торговые интересы которой затронуты, однако от Вашингтона соответствующих предложений не поступило. «Россия как внешний торговый партнер для США играет меньшую роль, чем они для нас. Из-за своей слабой экономики РФ в борьбе санкций и пошлин проигрывает Америке и несет больший ущерб, — считает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — Впрочем, объем российско-американской торговли не так уж велик: порядка $20 млрд в год (для сравнения: наш товарооборот с Китаем составляет $530 млрд). Поэтому Минэкономразвития так долго работает над составлением того небольшого списка товаров, на которые мы поднимем пошлины». По словам эксперта, если американцы не станут нам поставлять дорожно-строительную технику в результате повышения пошлин, замену ей можно будет найти на рынках Японии и Южной Кореи. Правда, отечественная строительная отрасль от таких перемен может быть не в восторге: компании привыкли к определенной технике, и переход на другую может быть болезненным. То же касается и ряда других отраслей, которые станут жертвами «войны пошлин». «Есть позиции, по которым американским производителям трудно найти замену. Например, самолеты Boing и Airobus. Если наши компании не будут закупать иностранную технику, то их конкурентоспособность снизится, вырастут цены на топливо. Мы живем в глобальной экономике, где торговые связи отработаны и колоссальны. Когда произошла трагедия на Фукусиме, чуть не остановились автомобильные заводы в Германии, потому что комплектующие поставлялись из Японии. Наша страна зависит от иностранного импорта, и говорить, что Россия самодостаточная и может производить все, — это абсурд. Нужно искать компромиссы и договариваться, как делают все развитые страны», — заключил наш собеседник.
|