Выручила нефть Дорожающая нефть дала возможность правительству пересмотреть бюджет на 2018 год в лучшую сторону. Из-за выросших цен на «черное золото» впервые за последние семь лет казна получит профицит в 0,5%. Впрочем, как признались чиновники, осенью параметры документа будут снова скорректированы. Дело в том, что нынешние правки основаны еще на мартовском макропрогнозе Минэкономразвития, а за это время США и ЕС в очередной раз расширили антироссийские санкции. Поэтому обновленная версия бюджета может пойти в разрез c поставленными президентом Владимиром Путиным перед правительством целями. фото: pixabay.com Согласно правкам, доходы в федеральном бюджете на 2018 год вырастут с 15 трлн рублей до 17 трлн рублей, или почти на 1,8 трлн рублей больше, чем закладывалось ранее. При этом расходы увеличатся лишь на 62 млрд рублей — до 16,6 трлн рублей. В результате дефицит, который ранее оценивался в 1,3% ВВП, сменился профицитом в 0,5%. Напомним, доходы федеральной казны не превышали расходы с 2011 года. Причиной тому стал затяжной мировой финансовый кризис и западные санкции в отношении России. Дополнительным негативным фактором стали цены на нефть: средние котировки на сырье за этот период варьировались от $114 до $70 за баррель. Причем иногда они опускались ниже $40. «Пересмотр бюджета в сторону увеличения доходной части, формирующей по итогам года профицит вместо дефицита, заслуга исключительно дорогой нефти», — поясняет «МК» первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов. Это подтверждает по-прежнему доля нефтегазовых доходов в структуре бюджета. В I квартале 2018 года нефтегазовые доходы составили более 45% от всех доходов федерального бюджета, в то время как за аналогичный период прошлого года они почти достигли 42%. В положительную картину также внесло свою лепту бюджетное правило, в соответствии с которым дополнительные сверхдоходы от экспорта углеводородов поступают на резервные счета государства, в том числе в Фонд национального благосостояния. Полученный профицит довольно условный — большая часть увеличения расходов — примерно 85 млрд рублей — уйдет на закрытую часть бюджета, скорее всего, на оборонные задачи. Из общего увеличения расходов на госпрограммы последует примерно 26 млрд рублей — на развитие промышленности. «Решение перераспределить средства промышленности, — как считает Антропов, — верная позиция. Обрабатывающая промышленность из-за низкого спроса и дорогостоящих и труднодоступных импортных технологий и сырья находится в крайне невыгодном положении. Обработка — основа стабильной и независимой от цен на нефть экономики». Как утверждает председатель Госдумы Вячеслав Володин, согласно изменениям бюджета-2018 года инфляция в России окажется ниже целевого значения в 4%. «На 2,2 процентных пункта увеличивается показатель реальной заработной платы населения. Это говорит о положительной динамике развития экономики России», — полагает Володин. Правда, уже в настоящее время эти прогнозы могут быть подвергнуты сомнению. Только цены на бензин, по данным Росстата, в апреле выросли примерно на 13%. В то же время официальная инфляция не превысила 0,8%. Поэтому чиновники признаются, что данная версия бюджета с новыми параметрами не окончательная. «Все быстро меняется: санкции, цены на нефть. К тому же прогнозы Минэкономразвития, как показывает практика, часто далеки от реальности», — предупреждает Антропов. Дело в том, что внесенный проект впервые содержит заведомо устаревшие параметры. Поправки рассчитаны на основе мартовского прогноза Минэкономики (рост ВВП на 2,1%, курс 58,6 рубля за доллар, а инфляция рассчитана в 2,8%). Скорее всего, они будут еще раз пересматриваться в конце осени, когда будет окончательно сводиться бюджет на будущую «трехлетку». В связи с этим, скорее всего, профицитные показатели бюджета этой осенью будут изменены и обязательно включат в себя обновленную конъюнктуру цен на углеводородном рынке и новые санкции, которыми Запад продолжает угрожать России.
|