Звериный оскал правительства Российское правительство — тигр, готовящийся к прыжку. С диким хищником новый состав кабинета министров сравнил новоиспеченный глава Счетной палаты Алексей Кудрин, рассуждая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) о грядущих реформаторских шагах правительства. фото: Алексей Меринов «Мы в ближайшее время узнаем те самые прорывные и достаточно продвинутые реформы», — выразил надежду экс-министр финансов. На слова Кудрина отреагировал нынешний глава Минфина и по совместительству первый вице-премьер Антон Силуанов. По его словам, правительство уже обозначило основные направления структурных реформ в экономике. Изменения коснутся бюджетных расходов, налогов, а также пенсий. Пока на сцену ПМЭФ не вышел президент Путин, там явно солировал новый первый вице-премьер Антон Силуанов, курирующий ныне весь финансово-экономический блок правительства. Поэтому именно он выступил первой скрипкой на утренних заседаниях второго дня форума. Как заявил первый вице-премьер, правительство в ближайшее время проведет «ряд структурных реформ и бюджетных маневров». При этом он отметил, что все предыдущие периоды роста были связаны с динамикой цен на энергоресурсы. «Сейчас мы создали базис, который меньше зависит от внешних факторов, от цен на нефть. Поэтому сейчас нужно проводить реформы», — пояснил глава Минфина. Среди задач нового правительства Силуанов назвал «новое качество экономики». В первую очередь речь идет о более эффективном использовании бюджетных средств. В частности, планируется переструктурировать расходы казны в пользу инфраструктурных задач с помощью долгового финансирования. Кроме того, по словам Силуанова, необходимо реформировать социальные расходы, так как в России до сих пор сохраняются «советские принципы — всем сестрам по серьгам». Указал министр финансов также и на новые налоговые стимулы, которые позволят привлекать дополнительные инвестиции. В частности, планируется создать стабильные условия для инвесторов — специнвестконтракты. «Вот это действительно интересное предложение: без налоговых стимулов в нестабильную Россию с массой санкционных ограничений бизнес не придёт», — говорит первый замдиректора Института актуальной экономики Иван Антропов. А вот идея правительства создать инфраструктурный госфонд, по мнению эксперта, уже не так однозначна, поскольку наполнять структуру планируется за счет заемного капитала. «За этим последует увеличение госдолга и усиление зависимости от иностранных кредиторов. Совсем не хочется повторять судьбу Греции», — продолжает Антропов. Между тем в пакет реформ войдет и запуск программы индивидуального пенсионного капитала (ИПК), либерализация валютного законодательства, упрощение концессионного финансирования, что поможет найти источники инвестиций для инфраструктурных проектов. Таким образом, по оценке Силуанова, «каждый рубль бюджета будет генерировать дополнительные средства частных инвесторов». Однако, как утверждает Антропов, дополнительные расходы населения на формирование ИПК в переходный период точно не помогут развитию экономики. Не поспособствуют росту ВВП также обещания Силуанова не повышать подоходный налог. «И 13%, которые в последнее время платили мы все, мне кажется, очень хороший принцип налогообложения», — пояснил глава Минфина. Еще бы: именно этот налог является основным источником доходов для местных бюджетов и одним из ключевых для региональных. «Поэтому любые изменения здесь нужно накладывать на географию субъектов России. Любые изменения могут привести к серьезным сдвигам в ситуации со сбалансированным бюджетом»,— отметил Силуанов. Кроме того, первый вице-премьер заявил, что правительство не собирается вводить налог с продаж, который отменили в 2004 году. Напомним, инициативу его возвращения в 2014-м заблокировал ЦБ, указав, что это повысит уровень инфляции. Идею также раскритиковали в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Как утверждают эксперты РСПП, возврат налога с продаж создаст цепную реакцию: рост цен на отечественные товары, снижение покупательской способности населения, падение спроса на внутреннем рынке, утрату отечественными товарами конкурентоспособности и сокращение производства продукции. Впрочем, по словам Антропова, обещание не менять налоговую систему в течение 6 лет не такое уж и оригинальное. «Сначала налоги все-таки будут скорректированы, а только потом наступит шестилетний период затишья. Это официальная версия. Фактически же остается возможность манипулировать неналоговыми платежами даже без оценки их влияния — они по-прежнему остаются вне Налогового кодекса», — предупреждает экономист. Читайте материал:
|