Прогноз подорожания топлива на треть к концу года остается в силе Правительство поручило Минфину, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе подготовить до 28 мая проекты законов о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. Это необходимо, чтобы справиться с резким ростом цен на горючее, которое только в апреле подорожало почти на 8% (что примерно в 10 раз обгоняет по темпам среднюю инфляцию в стране). фото: Евгений Семенов Чиновники уверены, что за счет такой меры стабилизируют положение на внутреннем топливном рынке и снизят цены на горючее на 1,7–2,2 рубля. Однако панацеей грядущее снижение акцизов не станет — по словам вице-премьера Дмитрия Козака, остается риск увеличения стоимости бензина по итогам года на 30%, что также окажется гораздо выше максимального порога планируемой инфляции в 4%. По словам Козака, новое правительство уже выработало решение снизить акцизы на дизельное топливо на 2 тыс. рублей за тонну готовой продукции, а на бензин — на 3 тыс. рублей за тонну от действующего размера фискального сбора. Одновременно с предложениями об изменении ставок акцизной нагрузки профильные ведомства должны подготовить рекомендации по изменению структуры распределения доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами. Кроме того, Минфину поручено в III квартале, если возникнет необходимость, представить в правительство предложения о поправках в федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, учитывая изменение ставок акцизов. Снижение фискальной нагрузки в отношении горючего можно считать небольшой революцией со стороны обновленного кабинета министров. В прошлые годы налоговое давление на топливные цены происходило практически всегда только в направлении усиления. Стоимость бензина не падала даже когда нефть резко дешевела. Например, в 2014 году, когда котировки «черного золота» буквально за шесть месяцев снизились со $114 до $50, внутренние расценки на АИ-95 оставались с пределах 34–35 рублей за литр. Эксперты уверены, что сейчас правительство приняло вынужденное решение, так как ранее предлагалось, что фискальное давление на топливные сборы будет только увеличиваться. Так, с 1 января 2018 года акцизы на бензин уже повысили почти на 11% — до 11,2 тыс. рублей за тонну. С 1 июля предполагалось очередное увеличение — уже до 11,9 тыс. рублей. Ставка акциза на дизельное топливо с 1 января выросла почти на 13% — примерно до 7,7 тыс. рублей. Второй этап повышения, запланированный на 1 июля, должен был довести этот показатель до 8,3 тыс. рублей. Более того, с 1 января 2019 года ставка акциза на бензин должна была превысить 12,3 тыс. рублей за тонну, а с 2020 года ее хотели довести до 12,75 тыс. рублей. Как отмечали представители Минфина в конце прошлого года, такие фискальные маневры могли бы принести дополнительный доход в размере 60 млрд рублей в 2018 году и по 80 млрд — в 2019–2020 годах. Политические и экономические реалии, а также конъюнктура на международных сырьевых рынках внесли коррективы в эти намерения. Если еще в начале апреля литр АИ-95 обходился россиянам немногим больше 41,5 рубля, то сейчас его стоимость пробила планку в 44,4 рубля и постепенно приближается к отметке в 45 рублей. Московская топливная ассоциация сразу же заявила, что рост стоимости топлива в апреле оказался максимальным с начала года. В ЦБ поспешили объяснить такую ситуацию повышением нефтяных котировок на мировом рынке, которые с января увеличились с $62 до $80 за баррель — то есть почти на 30%. Соответственно, выросли и внутренние цены на топливо, тем более, что биржевые игроки уже закладывали в них рост сезонного спроса и предполагаемое повышение акцизов. По словам Козака, изменение отношения к ставкам акцизов на горючее позволит стабилизировать ситуацию на рынке. Тем временем, как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, снижение акцизов с 1 июля — важный фактор в ценообразовании бензина, но отнюдь не ключевой. По предварительным расчетам, за счет этого литр бензина подешевеет примерно на 2,2 рубля, а дизтоплива — на 1,7 рубля. «Для государства снижение доходов от акцизов компенсируется увеличением налоговых поступлений от дорогой нефти. Между тем власть не может серьезно влиять на мировые нефтяные котировки, поэтому существенного снижения цен ждать не стоит», — отмечает эксперт. Понимают это и в правительстве. По словам Козака, «при том сохранении тенденции, которая наблюдается на рынке, прогнозировалось увеличение цены на моторное топливо до 30% к концу года». Вице-премьер не уточняет, какие тенденции он имеет в виду, но эксперты уверены, что он подразумевает дальнейшую высокую ценовую конъюнктуру на мировом рынке нефти. Если этот прогноз сбудется, то стоимость литра АИ-95 грозит подойти вплотную к 54 рублям, а заправка одного из самых распространенных автомобильных баков в 45 литров будет обходиться не в 1,9 тыс., как в январе, а почти в 2,5 тыс. рублей.
|