Проект скоро станет законом Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — главной базы начисления налога на имущество. Ошибки, впрочем, депутаты нашли не сами, на них им было указано в предвыборном послании. Подготовлен законопроект о новой системе уплаты налога на имущество граждан. Он снижает фискальные аппетиты регионов — получателей налога. Сами кадастровые оценки, однако, остаются прежними, исправить их по-прежнему можно только в суде. Вот такая работа над ошибками. Что новый законопроект станет законом, сомнений нет. Он представляет собой сверхоперативный ответ законотворцев на указание президента. К тому же среди его авторов — Вячеслав Володин, спикер Государственной думы, выходец с вершин кремлевской администрации. Так что же меняется? Рост и конечная величина ставки налога. Налог платится по ступенькам. Его целевая величина — 0,1% кадастровой оценки, но вводится переходный период. В первый год платить приходится 0,2 от целевой величины, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8. С пятого года нужно платить полную сумму налога. К этой сумме также прибавляется налог, рассчитываемый по инвентаризационной стоимости, но его доля, напротив, постепенно сокращается и на пятый год обнуляется. Налог на имущество стал постепенно распространяться по регионам с 2015 года (тогда же он получил «прописку» в Москве и Московской области), соответственно, в 2017 году его ставка дошла до 0,6 от целевого уровня, в 2018-м должна подняться до 0,8. Но не поднимется. Законопроект ограничивает рост ставки налога на имущество. Это ограничение двояко. Во-первых, теперь новая целевая ставка не 0,1% от кадастровой стоимости, а ее уровень, уже достигнутый в регионах, начавших введение новой системы в 2015 году, то есть 0,06%. Во-вторых, сама кадастровая стоимость не памятник, по закону она пересматривается не реже чем раз в пять лет. Чаще можно, ограничений нет, все зависит от желания собственника. Естественный тренд — повышение стоимости, но именно здесь и вводится второе ограничение. Рост суммы платежей налога на имущество из-за переоценки кадастровой стоимости не может превышать 10% в год. Читать о том, что налоги снижаются, странно, писать — тоже. А тут еще первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов поставил точку в споре о повышении подоходного налога и введении прогрессивной шкалы: нововведений здесь не готовится. Где же подвох? Во-первых, снижаются налоги, которые еще только следовало заплатить. Это касается налога на имущество. Что же касается подоходного налога, то он просто остается прежним. Во-вторых, и это уже любопытнее, и подоходный налог, и налог на имущество направляются в региональные бюджеты, а не в федеральную казну. Решения же о них принимают федеральное правительство и федеральное законодательное собрание. Этим в значительной мере и объясняется сеанс невиданной фискальной щедрости. Впрочем, потери регионов в 2018 году (когда ставка налога на имущество должна была дойти до 0,08% кадастровой стоимости) уже определены, они составят 6 млрд рублей. Возмещение обещано из федерального бюджета. Хотя обещать не значит жениться.
|