И перечислили главные слабости нового правительства Утвержденное правительство приступает к работе, министры уже представлены своим подчиненным и 22 мая впервые отзаседают в новом составе. Перед началом нового политического цикла, в который страну поведут прежний премьер со слегка обновленной командой, эксперты «МК» рассуждают о смысле рокировок в кабмине, потенциале и перспективах правительства-2018–2024. По их мнению, важнейшими действующими лицами ближайшей шестилетки в правительстве будут назначенные Дмитрием Медведевым на должность первого вице-премьера Антон Силуанов, который ответит за финансово-экономическое состояние страны, и зампред по социальной политике Татьяна Голикова. Перед ними уже стоят амбициозные задачи, прописанные в новом «майском указе» — дорожной карте, которую наметил президент. фото: Алексей Меринов Как и ожидалось, кабинет министров при старом президенте и старом премьере тоже кардинально не поменялся. Преобразования носили скорее характер косметического ремонта. Тем не менее среди министров появились новые люди, в частности, из числа успешных губернаторов, некоторые «старички» получили повышения, кого-то перебросили на другие фронты работы. «В любом случае открывается новый политический цикл, и в нем важны не столько персоналии, сколько общая логика действий», — отметил руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников в ходе круглого стола «Новое правительство: состав, потенциал, перспективы», который состоялся в «МК». По его мнению, эффективность правительства будет зависеть от того, будут ли последовательность и логичность в освоение повестки, которую наметил президент. «Ключевые назначения, которые определят характер нового правительства, связаны с Антоном Силуановым и Татьяной Голиковой. При них можно ждать сохранения линии на консолидацию бюджета и повышение эффективности государственных расходов», — считает эксперт. По его мнению, многое будет зависеть от коммуникативных навыков нового правительства. «В России существует большая проблема — категорическая слабость коммуникации власти между собой, с бизнесом и гражданским обществом. Мы не знаем чего хотим», — сказал Масленников. В качестве примера разрыва в логике экономической политики он приводит повышение пенсионного возраста: «Власти до сих пор не определились, чего хотят добиться с помощью реформы — сбалансирования бюджета ПФР или решения проблем на рынке труда. И это не говоря уже о том, что невозможно повышать пенсионный возраст без реанимации накопительной системы, которую у нас, напротив, заморозили». «Есть некое противоречие в экономической и, как следствие, кадровой политике: с одной стороны, есть установка на рывки и прорывы, а с другой — ясная фискальная ориентация, или как побольше собрать, — соглашается научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. — Вечный вопрос: как сочетать стабильность с изменениями, ведь когда стабильность затягивается — она переходит в застой. Складывается ощущение, что на такую стабильность и делают ставку власти, хоть это и негласная установка: не рисковать. Голикова и Силуанов — это примеры фискальной ментальности чиновника. С одной стороны, следить за неэффективными расходами важно и нужно, но с другой — для этих людей (выходцев из Минфина Алексея Кудрина) любые расходы неэффективны, они не привыкли тратить». Судьба прорыва не очевидна, солидарен с коллегой Никита Масленников. «На что бросит силы правительство, мы узнаем только к концу 2019 — началу 2020 года: на повышение темпов экономического роста — необходимого условия для улучшения уровня жизни населения, преодоления бедности, развития бизнеса — или на закрепление пресловутой стабильности», — говорит экономист. «Но кроме вопроса: «Чего мы хотим?» — нужно честно ответить еще на один: «Где мы находимся?» — добавляет доктор экономических наук Игорь Николаев. — Сейчас темпы роста ниже, чем в прошлом году, — 1,5%, и состояние российской экономики можно назвать затухающим развитием, болтанием около нуля. С затухающим развитием задачи роста решать сложнее, поэтому в экономических стратегиях страны налицо явные парадоксы: то президент подписывает указ о том, что нужно закрепиться в пятерке развивающихся стран, а через два месяца подписывает другой — о вхождении в эту пятерку». Выстраивание коммуникации, преодоление парадоксов и единый план действий — вот чем нужно будет заняться новому кабмину, членов которого не нужно вводить в курс дела, и это может стать большим преимуществом.
|