Чиновники спорят об изменении ценза выхода на заслуженный отдых Пенсионная реформа в России, несмотря на негативное отношение к ней со стороны населения, стартовала. Минфин и Минтруд уже предложили свои варианты повышения пенсионного возраста: первое — до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин, а второе — до 60 лет и до 65 лет соответственно. Несмотря на существующие разногласия, новый кабинет министров, полный состав руководства которого могут огласить 18 мая, уже готов приступить к повышению пенсионного ценза с 2019 года. фото: Геннадий Черкасов До очередных выборов президента России и тем более до последовавшей инаугурации Владимира Путина на этот пост тема реализации пенсионной реформы была незаслуженно забыта представителями властных структур. Ряд заинтересованных ведомств говорили, что ее предпосылки определит состояние российской экономики. Иные чиновники уверяли, что не следует «бежать впереди паровоза» и прогнозировать самые непопулярные среди населения изменения законодательной базы. То, что реформа все-таки состоится, стало понятно между майскими праздниками, сразу после заявления вновь переназначенного на должность главы правительства Дмитрия Медведева. Он пообещал, что законопроект об изменении пенсионного возраста поступит в Госдуму в «самое ближайшее время». С одной стороны, Медведев прямо не утверждал, что возрастной ценз будет повышен. С другой, он отметил, что нынешний возраст выхода на пенсию устанавливался еще в 1930-е годы, когда продолжительность жизни в нашей стране составляла всего 40 лет. Сейчас аналогичный срок превышает 72 года. В связи с этим, у людей пожилого возраста появляется шанс продолжить трудовую карьеру после достижения пенсионного стандарта. Минфин и Минтруд, задействованные в изменении пенсионного законодательства России, отреагировали незамедлительно. Уже 17 мая оба ведомства предложили свои варианты повышения пенсионного возраста: первое — до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин, а второе — до 60 лет и до 65 лет соответственно. Пока это неофициальная информация, но очевидно, что именно на основании этих раскладов обновленный кабинет министров, равно как и законодательные институты, будут вносить изменения в существующий пенсионный закон. Остается вопрос, как государство будет осуществлять предпринятую инициативу. По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, к решению этой задачи стоит подходить поступательно — она предложила ежегодно на полгода поднимать пенсионный возраст в течение десяти лет. «Вопрос о повышении пенсионного возраста встал в повестку дня, стал актуален, это сделали все государства европейские, все страны СНГ, кроме России», — отмечает Матвиенко. Она считает, что нужно «успокоить людей», объяснив, что «ни каким указом, приказом или законом» не будет определено, что с 1 января 2019 года на пенсию мужчинам придется выходить в 65 лет, а женщинам в 63 года. Вместе с тем, правительство уже заявило, что будет экономить бюджетные средства на выплату пенсионного довольствия. Например, Минфин предложил снизить затраты по разделу бюджета «Социальная политика» почти на 53 млрд рублей. Из них 51,5 млрд рублей — это сокращение расходов на пенсионное обеспечение. Тем не менее, в Пенсионном фонде России (ПФР) уверяют, пенсионеры не почувствуют последствий такой неприятной инициативы. ПФР рассчитывает в этом году увеличить расходы на выплату пенсий почти на 100 млрд рублей, а общие затраты на пенсионное обеспечение — на 371 млрд рублей. Причем, интриги в разногласиях заявлений двух ведомств не существует. По мнению доктора экономических наук Игоря Николаева, ПФР сигнализирует, что в этом году сможет обеспечить пенсионеров дополнительным доходом, предпосылки которого сформировались накануне Нового года, когда правительство утвердило повышение зарплат бюджетников в 2018 году на 4%. Пенсионные выплаты, соответственно, также вырастут примерно на 100 млрд рублей, о которых говорит ПФР. В принципе, на деле это означает, что государство элементарно перекладывает финансовые средства из одного кармана в другой, а профильные и заинтересованные ведомства ставят такую рокировку себе в заслуги. Тем не менее, конечные получатели пенсий не должны пострадать. Впрочем, как полагает замдиректор аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, в ближайшее время государство однозначно столкнется с нехваткой финансовых средств на обеспечивание и дополнительный рост обозначенных законодательством пенсий. «Россияне обеспокоены низким уровнем социальных выплат в сравнении с развитыми странами: в Дании пенсия в эквиваленте российской валюты составляет 120 тыс рублей, в Финляндии — 110 тыс рублей, а в Израиле — 100 тыс рублей в месяц», — подчеркивает эксперт. Идея Минфина по сокращению расходов на пенсионное обеспечение свидетельствует, что даже при растущих ценах на нефть, которые уже превысили отметку в $80 за баррель и в скором времени могут дотянуть до психологической планки в $100, дополнительные доходы от экспорта сырья не способны покрыть существующий дефицит ПФР. «Для правительства это выгодный маневр. Кабинету министров не придется использовать другие, непопулярные среди населения меры. В том числе, повышение НДФЛ до 15%. С политической точки зрения, правительству это не выгодно, поскольку теневой сектор российских зарплат, составляющий по оценкам Всемирного банка почти $300 млрд, вырастет практически в два раза», — резюмирует Мильчакова.
|