Клиенты требуют справедливости Клиенты обанкротившихся банков намерены обратиться к президенту Владимиру Путину для того, чтобы пожаловаться на решение Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое оспаривает снятие денег со счетов. Скандал набирает обороты. фото: pixabay.com Как и в любой ситуации, здесь есть две стороны. С одной — вкладчики, которые успели до отзыва лицензий у банков снять средства со счетов, воспользовавшись при этом инсайдерской информацией. С другой — все остальные клиенты, которые теперь рискуют вовсе не получить то, что им положено по закону. «МК» разбирался — кто прав в данной ситуации. В распоряжении редакции оказались письма-требования от представителей конкурсных кредиторов — они представляют интересы клиентов обанкротившихся банков. Представитель конкурсных кредиторов Р. Титов адресует письмо конкурсному управляющему ПАО «Интехбанк», а другой представитель конкурсных кредиторов А. Юманова обращается конкурсному управляющему ПАО «Татфондбанк». Авторы этих писем требуют от АСВ, чтобы госкорпорация не пускала ситуацию на самотек и вернула назад те средства, которые были выведены ранее другими, более расторопными клиентами банков. Дело в том, что в случае нехватки средств в банках формируется картотека — реестр неиспользованных платежей, который действует 14 дней. Именно в этот срок одни клиенты получали свои средства, а требования других не выполнялись — и они попадали в картотеку. Авторы писем-требований считают, что более расторопные клиенты банков не просто так успели вывести свои средства буквально за несколько дней до банкротства выше названных кредитных организаций. С большой вероятностью они воспользовались инсайдерской информацией, и теперь обязанность такого органа, как АСВ, разобраться в ситуации и устранить сложившуюся несправедливость. Например, в том же Татфондбанке в преддверии отзыва лицензии 400 человек получили в полном объеме свои средства на общую сумму более 2 млрд рублей. Между тем всего в кредитной организации насчитывалось более 12 тыс. кредиторов первой очереди, которые на сегодняшний день получили только 15% своих требований. В создавшейся ситуации пострадавшие вкладчики вполне резонно ставят вопрос о защите своих интересов. По их убеждению, АСВ, приступившее к возврату средств, должно действовать строго в соответствии с буквой закона. Ведь получается, что эти клиенты пострадали дважды. Во-первых, от банка, который не сберег их накопления, а во-вторых, от действий инсайдеров, которые позволили другим нажиться на их потерях. За счет того, что деньги утекли из общего котла, уменьшается конкурсная масса, и те вкладчики, которым не посчастливилось заиметь инсайдеров, получат в результате существенно меньше. Возмущенные члены комитета кредиторов вполне логично требуют вернуть ситуацию в исходное состояние, а средства недобросовестных вкладчиков, воспользовавшихся инсайдерской информации — назад. И если уж клиентам лопнувших банков суждено понести потери, то пусть они будут разделены на всех поровну. Справедливости ради отметим, что у тех, кто успел, пусть и посредством инсайда, спасти свои деньги, своя правда. Никто не хочет терять свои кровные. Но можно понять и тех пострадавших, интересы которых представляют, в частности, Р. Титов и А. Юманова. Они вправе требовать и требуют на практике у Агентства по страхованию вкладов защитить их интересы, ведь госкорпорация отвечает за соблюдение законных прав всех вкладчиков без исключения. Они также пишут жалобы (имеются в распоряжении «МК»), пытаясь воздействовать на конкурсных управляющих, если те действуют недостаточно расторопно. Поэтому, когда кто-то из клиентов лопнувших банков утверждает, что АСВ отбирает у них деньги, то надо понимать, что это только вершина айсберга. Но под ней скрываются невидимые со стороны проблемы. На самом деле речь идет вовсе не об отъеме у клиентов банков их средств, а лишь о попытке поставить всех в равные условия. И такая позиция видится и логичной, и справедливой — причем для всех, а не только тех избранных, кому удалось спасти свои средства с помощью инсайда.
|